Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Язык фотографии

 

 

69. Пора бы и закругляться

 

Сказать что-то новое о языке фотографии я уже не хочу. Потому что все, что у меня накопилось, уже излил в Сеть. Как там у поэта: «Выплеснул до дна, что еще держал в копилке…» Тем более инвариативное число-перевертыш «69» мне нравится.

В будущем (если оно настанет) я постараюсь еще «вывешивать» в Сети отдельные фотографии, которые меня потрясли, и пытаться их анализировать. Все-таки радостно поделиться своими открытиями!

В качестве, собственно, послесловия предлагаю не слова, но фотографические изображения. Просто милые и не очень старые фотокарточки:

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 У всех этих фотографий (порой пошловатеньких), естественно, есть авторы, некоторые из которых – весьма известные фотографы. Но я нарушил общепринятые правила и свалил все в кучу, не указывая авторства. Да простит меня фотографический бог (ежели таковой есть) за преступление!

Практически это случайная выборка. Человечество порождает сонмы всякого рода фотоизображений, этот вал нарастает. Многое истирается слишком быстро, или помедленнее. Но в итоге исчезнет все. Кто читал роман братьев Стругацких «Град обреченный», помнит странный мир-аквариум, в глубь которого отправилась экспедиция восставших «подопытных кроликов». Они, эти «кролики» открывают, что цивилизация по мере уничтожения жизненосной среды продвигается далее, оставляя после себя хлам и мусор. Прорываясь в «использованные» области, «кролики» обнаруживают, что исчезает далеко не все. Сохранившийся мир артефактов сообщает исследователям о том, кто были предыдущие «кролики» и чем они, собственно, занимались.

Такова фотография. При помощи этого средства человечество создает свой образ, своеобразную модель человечества. Продвигаясь по линии «вертикального прогресса», цивилизация вместе с прочим хламом несет с собой в том числе и фотоизображения. Основная их масса по мере утраты ценности (образы реальных, милых сердцу людей растворяются, едва только уходят из жизни те, кто их знал) выбрасывается или уничтожается. Ряд фотоизображений избирается в качестве «шедевров», их почитают как произведения искусства. Фотографические произведения хранятся в галереях, в фотобанках, в архивах, продаются на престижных арт-аукционах, их рыночная стоимость возрастает. Но подавляющая масса «фоток» никому не нужна и задаром.

Критерий, по которому человечество отбирает «элитный набор» фотографий, неясен. Весьма вероятно, группа людей, назначивших себя «экспертами», круг почитаемых фотопроизведений «назначает». Или в отборе ведущую роли играет общественное бессознательное. Зато абсолютно понятно, что есть хорошие фотографы, обычная серость и фотографы великие. Последние, на мой взгляд, отличимы от других прежде всего совершенным владением языком фотографии. Они умеют создавать такие фотографические произведения, в которых сконцентрирована правда – о жизни и об авторе. Правда крайне редко бывает приятной и благостной. Но мы порой за нее готовы поплатиться слишком многим.

 

Не могу не поблагодарить создателей и модераторов сайта www.2photo.ru, с которого я заимствовал львиную долю фотографических изображений, опубликованных в труде «Язык фотографии».

 

 

Нижеследующий текст не имеет отношение к работе «Язык фотографии», это отдельное произведение.

 

Простые истины творческой фотографии

 

Прошу отнестись к данному тексту с должной степенью юмора. Я скажу о серьезных вещах, но, понимая, что «мысль изреченная есть ложь», оставляю себе пространство для маневра: понятым я все равно не буду, зато изолью в Сеть какие-то буквы…

Скажу просто и без обиняков: «фотографические теории» в определенной дозе не вредны, но и не полезны. По сути они – «фантомы», которые помогают неизлечимо больным думать, что болезнь победима. Вера все же лучше безверия, а потому любую теорию, если она не призывает к насилию, можно только приветствовать.

«Поверить алгеброй гармонию» пытались и пытаются нередко. Заканчивается все порой изящными мыслительными пассажами, но КОНЦЕПЦИЯ всегда приобретает свойства жесткой структуры, которую так и подмывает хоть чуточку повредить. Это вполне нормальное свойство человеческой натуры: не любим мы, когда нас наставляют. Хотя… если ты увлекся чем-то, подсознательно будешь искать «гуру» или какого-нибудь завалящего «сансая» - просто для того, чтобы хоть как-то сориентироваться.

Вот тут-то и возникают «фотографические школы». Ну, и «фотографические теории», соответственно. Есть вероятность, что теоретическая доза может превысить гомеопатический порог, отчего организм (или душа – если Вам будет угодно) отравляется и наступает «духовная интоксикация». Зависимость от «фотографической теории» приобретает наркоманические черты, то есть, индивидуум уже как бы и не принадлежит самому себе. Человек оценивает действительность сквозь призму метода, который он «принял», становится апологетом кого-то или чего-то.

Кто-то припомнит окуджавовское «Мне нужно на кого-нибудь молиться…» Якобы всегда нужен пастырь. Напомню: пастырь – пастух, ведущий стадо туда, куда стадо порой вовсе не испытывает желание идти. Опять же припомню Булата Шалвовича: «Умный в одиночестве гуляет кругами, его так просто взять голыми руками…», и: «Дураки обожают собираться в стаи, впереди их главный во всей своей красе…» Развивать эту тему не буду, а то можно и в нигилизм скатиться.

Итак, у фотографии есть простые истины. Это мое личное мнение, и никому я его не навязываю. Просто открою свое видение:

  1. Учитель снимающего человека – Природа. Познавая свет, объекты (а фотография всегда фиксирует освещенные объекты) фотограф постигает тонкости своего ремесла.
  2. Подавляющий части человечества даровано видеть мир в цвете. Попытки отрицать этот дар интересны, но они уводят от сущности фотографии, приближая фотографию к графике, то есть, к виду изобразительного искусства. Цвет – одно из свойств света и объектов, значит, информация о цвете существенна.
  3. Учиться фотографическому мастерству на примере произведений живописи вредно. Изучать и любить изобразительное искусство полезно, ибо хороший фотограф в своем творчестве частенько реминисцирует на мировое художественное наследие.
  4. Ни в коем случае нельзя развиваться «в себе самом». Нужно творческое общение, причем, в форме сравнения своих и чужих работ, а не в форме критики чужого. В эпоху «мокрой» фотографии полезно было репродуцировать фотографии признанных мастеров, а потом их печатать вручную. К профессии фотопечатника это не относится, ибо печатник был отягощен обязанностями. Полезно поработать в графическом редакторе с чужими фотоработами, «докрутить» их согласно своему вкусу.
  5. Полезно учиться мыслить (при съемке) темами. То есть, снимать не «направо и налево», а разрабатывая, «докручивая» определенную тему. Ведение такого формата съемки как «фотосессия» сильно повредило процессу творческой фотографии, ибо «фотосессия» - совместная работа автора и модели, а в жизни подобное сотрудничество возможно не всегда. В любом искусство существует «сопротивление материала». Для фотографии «материал» - видимая реальность, которая способна огрызаться, а то и кусаться.
  6. Мнение даже самого выдающегося фотомастера – всего лишь его частное мнение, основанное на его вкусах и личной ангажированности. При желании можно разнести в пух и прах либо вознести до высот шедевра любое фотографическое произведение. Прислушивайся к голосу своего сердца.
  7. Нужно знать историю мировой творческой фотографии – на чужих ошибках учиться все же проще. Хотя интересно и самому совершить свои ошибки. Беда в том, что жизнь слишком коротка…
  8. Увлекшийся фотографией довольно быстро (приблизительно за полгода) достигает уровня, на котором он может подумать, что он знает о фотографии все и умеет достаточно, чтобы назваться Мастером. Это ловушка. У каждого, конечно, свой «потолок», но некоторые приобретают (в особенности если тебя много хвалят и ты получил какую-то престижную фотонаграду) «комплекс гения». Он сродни «звездной болезни» и лечится временем.
  9. Фотография – не искусство, а всего лишь средство регистрации оптический информации. Искусство – это художник, причем, конкретный.
  10. Поскольку фотография – занятее, связанное с техникой, нужно владеть как можно большим арсеналом фотографических средств. Фотография (в том числе и творческая) сталкивается с решением определенных задач. Некоторые задачи требуют высокоскоростных высокочувствительных камер и светосильной техники. Иные задачи решаются при посредстве более простых и дешевых  камер. Но для того, чтобы знать, что для какой задачи применимо, нужно попробовать все. Так же хирург имеет под рукой полный арсенал хирургических средств, и для того или иного действия во время операции берет только необходимый в данный момент инструмент.
  11. Надо уметь снимать и постановочно, и репортажно. И то, и другое непросто и сопряжено с набором приемов. Метод съемки неважен – важен результат.
  12. К фотографированию как процессу мистическому относятся только дилетанты. Чудес в фотографии не бывает. Фотографирование – процесс рутинный и зачастую скучный. Спасает, что за процессом все же следует результат.
  13. Не надо путать авторский стиль и прием. По сути, поиск индивидуального стиля (в искусстве вообще) – это поиск самого себя.
  14. Не надо забывать, что твои фотоработы могут оценить и «чайники» и «эксперты». Как правило, «фотографы для фотографов» ценимы в узком кругу специалистов, но неинтересны массе, для которых «фотка» - всего лишь малая часть визуальной культуры человечества. Фотографию большинство людей и за искусство-то не считают. На вопрос: «А назовите-ка тройку ваших любимых фотомастеров…» большинство обычно не называют ни одного. Ярлык «живописи для бедных», навешенный еще в первой половине позапрошлого века, фотография тащит по сию пору. Ориентируясь на «высокое фотоискусство», фотограф рискует стать непонятным обывательской массе. Масса же ценит то, что (к примеру) обсуждается на «Яндекс-фотках», то есть, на пошленькие сюжеты. Отсюда вывод: чтобы стать популярным в массе, надо быть «умеренно-пошлым», то бишь, попсовым. Как писал Некрасов, «Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути…» То есть, наличествуют торная дорога, «мейнстрим», и непролазные болотистые чащи, в которых и заблудиться не проблема.
  15. Полезно день, неделю, месяц не снимать вообще. Полгода не снимать вредно, ибо фотография как спорт: здесь нужно поддерживать форму. Отвлекаясь от любимого занятия на достаточно длительный промежуток времени, приобретаешь шанс взглянуть на фотографию более-менее свежо.

 

Собственно, это все.

С уважением, Геннадий Михеев.

 

в начало

в оглавление

1. Приключения одного сюжета

2. Стоит ли...

3. Источники

4. Пристрастия

5. Саморефлексия

6.  На данном временном отрезке

7. У рынка свои законы

8.Языковые изыски

9. О чем люди говорят

10. Вавилонская башня

11. О понимании

12. А может, языка фотографии не существует?

13. Самое непростое препятствие

14. Плащаница

15. Неизвестная

16. Старые фотокарточки

17-22. Рыцари Фотографии

23. Французская зараза

24. Мейнстрим

25. Гедонистический дифференциал

26. Восприятие

27. Глаза и объекты

28. Иллюзии

29. Красота и некрасота

30. Аура

31. Внутреннее и внешнее

32. Лево-право

33. Перспектива

34. Зеркала

35. Архетипы

36. Имя

37. То, что дорого только тебе

38. Фотографический национализм

39. Наедине с собой

40. Гуру киномысли о фотографии

41. Композиция

42. Шарлатаны

43. Пластическое чувство

44. Спор о постановке

45. Самопознание

46. Репрезентация

47. Чувствовать

48. Мгновение

49. Воображение

50. Фотоистории

51. Игра

52. Импровизация

53. Остранение

54. Зачем

55. Области применения

56. Его Величество Свет

57-59. Нечеткость образа, неясность эскпозиции, ракурс, фокус, наклон

60. Цветной мир

61. Черное-белое

62. Прямая и концептуальная

63. Рамки

64. Сюжет

65. Фактура

66. Инструмент

67. Царь Время

68. Охотникам до фотографии

69. Простые истины

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz