Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Язык фотографии

продолжение

в оглавление

 

 

 

1. Приключения одного сюжета

2. Стоит ли...

3. Источники

4. Пристрастия

5. Саморефлексия

6.  На данном временном отрезке

7. У рынка свои законы

8.Языковые изыски

9. О чем люди говорят

10. Вавилонская башня

11. О понимании

12. А может, языка фотографии не существует?

13. Самое непростое препятствие

14. Плащаница

15. Неизвестная

16. Старые фотокарточки

17-22. Рыцари Фотографии

23. Французская зараза

24. Мейнстрим

25. Гедонистический дифференциал

26. Восприятие

27. Глаза и объекты

28. Иллюзии

29. Красота и некрасота

30. Аура

31. Внутреннее и внешнее

32. Лево-право

33. Перспектива

34. Зеркала

35. Архетипы

36. Имя

37. То, что дорого только тебе

38. Фотографический национализм

39. Наедине с собой

40. Гуру киномысли о фотографии

41. Композиция

42. Шарлатаны

43. Пластическое чувство

44. Спор о постановке

45. Самопознание

46. Репрезентация

47. Чувствовать

48. Мгновение

49. Воображение

50. Фотоистории

51. Игра

52. Импровизация

53. Остранение

54. Зачем

55. Области применения

56. Его Величество Свет

57-59. Нечеткость образа, неясность эскпозиции, ракурс, фокус, наклон

60. Цветной мир

61. Черное-белое

62. Прямая и концептуальная

63. Рамки

64. Сюжет

65. Фактура

66. Инструмент

67. Царь Время

68. Охотникам до фотографии

69. Простые истины

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Различия между мужчинами и женщинами-фотографами: женский взгляд

 

Линн Бьянки (Lynn Bianchi):
Когда тебя просят объяснить разницу между взглядами фотографов-мужчин и фотографов-женщин, первое, что приходит в голову, - то, каким образом каждый пол видит тело. Женщинам более свойственно смотреть на тело и видеть истории, которые оно рассказывает, в то время как для мужчин более характерно смотреть на тело и видеть чувственность и сексуальность, помимо всего прочего. Конечно, это очень большое обобщение. Фотографы-мужчины и фотографы-женщины подходят к обнаженным телам с чрезвычайно индивидуальными убеждениями и намерениями. В то же время, клише существуют не без причины, и мой опыт говорит о том, что, за небольшим исключением, мужчины используют обнаженные фигуры в своих работах, чтобы выразить некий уровень чувственности, в то время как женщины более склонны использовать обнаженное тело как источник широкой сферы выразительности.

В своей серии "Heavy in White" я использовала обнаженные женские фигуры, чтобы исследовать темы образа тела и красоты в современной культуре. Хотя зритель может воспринимать эти изображения как сексуальные, моей целью всегда было посмотреть на женские взаимоотношения с пищей, своими собственными телами и друг с другом. Это было важно для меня - фотографировать обнаженных, потому что мне нужны были тела, говорящие сами за себя. В ту минуту, когда одежда попадает в кадр, индивидуумы становятся характерами, несущими всякого рода содержание, разное для каждого зрителя, но содержание, однако, взятое из объекта, который я исследовала: телесный образ и отношение женщин к красоте. Мужчины-художники, с другой стороны, могли бы фотографировать наготу, желая скорее добавить содержание характеру или истории, чем исключить его. Говоря о себе как о женщине-художнице, я исключала одежду, чтобы проникнуть к источнику вопроса, который исследовала. Мужчины-художники, с другой стороны, могли бы убрать одежду, чтобы добавить слой интриги.

Я также фотографировала и обнаженных мужчин, и снова моим намерением было исследовать особую идею - в том случае это была форма и телосложение. Мужчины-художники могли бы легко делать то же самое, хотя я думаю, в целом у мужчин нашего общества менее сложное отношение к наготе.  Отношение женщин к своим собственным телам наполнены эмоциями и связаны со всеми видами историй и желаний. Из-за влияния нашего общества мужчины способны воспринимать тело намного проще. Это не означает, что они всегда это делают, но этот выбор простоты всегда происходит легче в рамках мужского понимания.

Источник: Foto&Video 3/20010

 

Женщины-фотографы Парижа

 

Говорить о половой принадлежности в каком бы то ни было виде профессиональной деятельности сегодня (как и в любой другой день после «сексуальной революции» 1968-го года) во Франции считается крайне недопустимым. Женщина-фотограф во всем равна мужчине-фотографу, и исследования о разнице их взглядов, основанные на половых различиях, будут однозначно расцениваться как сексиситские.


Другое дело – те же вопросы, но в исторической перспективе, до революционных событий, да еще и поднимающие завесу над тем, как профессия светописца дала многим женщинам во Франции конца 19 – начала 20-го веков (причем, не только француженкам) возможность творческой реализации и финансовой независимости.

Фотография: гендерный дисбаланс


В России и бывших странах постсоветского пространства тема женской фотографии и снимков женщин-фотографов не является шокирующей. Профессия фотографа не считается «мужской», но при этом, по не уточненным статистическим данным, женщины составляют сейчас от силы 30 процентов от числа всех профессиональных фотографов. Этой диспропорцией, в числе прочего, скорее всего, и обусловлен определяющий интерес к «женской фотографии». Сейчас уже можно услышать о фотовыставках, на которых представлены работы исключительно женщин-фотографов (к примеру, киевская выставка «Being myself» представила в 2005-м году около 100 фоторабот, выполненных исключительно женщинами-фотографами из России и Украины), встретить специализированные издания (например, вышедший в Москве иллюстрированный альбом «Лучшие фотографии женщин-фотографов») и т.п.

Известных имен женщин-фотографов в истории фотографии при этом на порядок меньше, чем фотографов-мужчин. Это связано, в свою очередь, как с тем, что по исторически обусловленным причинам женщины гораздо позже освоили фотографическую технику, так и с непропорциональной представленностью женщин в различных областях фотографии: большинство работали и работают в области коммерческой фотографии, по большей части не предполагающей смелых творческих прорывов. Причины и следствия этих общих тенденций (относящиеся к концу 19-го – началу 20-го веков) можно наблюдать, в разной степени обобщенности, на материале фотографического наследия любой страны мира, но, пожалуй, единственной уникальной для такого рода анализа является Франция, а точнее – город-космополит Париж, который именно в это время является чем-то вроде артистической и интеллектуальной мастерской для фотографов разных стран и разных социальных слоев.

От фортепиано – к фотоаппарату и студии, и дальше – в репортаж


Достаточно долгое время (до 70-х годов 19 века) во Франции работающая женщина была явлением исключительным. Более того, это было своеобразным вызовом обществу. Для женщин «из народа» труд еще допускался, как унизительная необходимость, хотя область трудоустройства при этом была достаточно узкой: сфера услуг, оформление упаковок, службы санитарок, шитье или работа в офисе – так называемые «женские профессии», даже в образовании им доверяли только уроки в начальной школе.

Работающие же замужние женщины из обеспеченных семей, воспринимающие свой труд скорее как необходимое условие свободы, были позором для мужа. Стоит ли говорить, что в такой ситуации немногие из желающих работать женщин получали на это разрешение мужа, необходимое при трудоустройстве (женщины еще не являлись в то время гражданами государства в полной мере, очень редко получали высшее образование или даже среднее – сдавать тот же экзамен на степень бакалавра, что и мужчины, они смогли только с 1924-го года). Несколько женщин-журналисток и спортсменок создали в то время сенсацию, а присутствие женщин в фотографии – сложном виде деятельности, требующем многочисленных знакомств, ведения переговоров и зачастую определенных физических качеств – представляло собою скорее исключение. Большинство женщин, которые занимаются фотографией во Франции в это время, – либо иностранки, обосновавшиеся во Франции, либо незамужние, вдовы или разведенные француженки. При этом иностранных фотографов на порядок больше. Хотя, по мнению французских исследователей, самой значительной женской фигурой в фотографии того времени была Лор Альбен Гвийо – француженка, работавшая во многом как дилетантка после Первой мировой войны, а затем ставшая настоящим портретистом-профессионалом и фотографом рекламы.

К слову сказать, Лор Альбен Гвийо была единственной женщиной-фотографом, которая обладала достаточными средствами, чтобы иметь собственную студию. Причем в ее случае это была не просто студия (для большинства женщин-фотографов этого времени речь чаще всего шла о комнате в гостинице или, что случалось реже, об ателье, которое предоставили в их распоряжение коллеги), а роскошный особняк на бульваре Босежур в шестнадцатом округе – элитарном районе Парижа. В студии Гвийо состоятельные клиенты (по большей части жители этого же квартала) могли быть приняты в соответствии с их рангом. Кроме того, фотограф работала и «на перспективу»: помимо ателье-салона для взрослых, в ее студии имелась удобная комната для детей, завтрашних клиентов, которых сейчас пока привели «к фотографу» взрослые.

В 1933-м году Лор Альбен Гвийо опубликовала первую в истории книгу о коммерческой съемке – «Рекламная фотография», – в которой определила единственный принцип рекламного фото таким образом: «картинка должна продавать», при этом отметив, что продукт должен выглядеть максимально соблазнительно.

В начале 20-го века студии женщин-фотографов перестают быть редкостью. Появляются портретное ателье Ивонн Шевалье, которая оставила живопись, чтобы посвятить себя фотографии; маленькая студия-квартира, обставленная предметами, привезенными из путешествий, Флоранс Анри, снимающей только женщин и знаменитостей; студия Эржи Ландау, работающей над ню и портретами (зачастую она делала бесплатно портреты знаменитых людей, которые затем представляли ее своим друзьям).

Почти все женщины-профессиональные фотографы того времени работали в студиях преимущественно с современными и легкими материалами: Rolleiflex (Эржи Ландау, Илла, Нора Дюма, Флоранс Анри), Leica (Ильзе Бинг, Жизель Фройнд). Но Дора Маар использовала тяжелое оборудование с пластинами так же, как Лор Альбен Гвийо, которая единственная из всех, помимо всего прочего, пользовалась гелиоскопом для достижения эффекта мягкости, являющегося не только характерной чертой ее стиля, но и требованием всех ее клиентов.

Впоследствии, несмотря на то, что фотостудия являлась знаковым местом и критерием социального статуса, женщины-фотографы постоянно пытались выйти за ее пределы. Но только немногие из них в этом преуспели, сделав карьеру фотографа-репортера или наладив связи с фотоагентствами.

Фотоучеба для женщин


Для молодых женщин, которые хотели бы изучать фотографию не самостоятельно, а системно и под руководством опытного преподавателя, в Париже при всем при том было не так много возможностей. Большинство женщин устраивались лаборантами или помощниками в фотостудии, которые были уже открыты женщинами. Новеньким все ожесточеннее нужно было сражаться в мужском мире, укрепляющим свои права в ответ на конкуренцию, а устроиться в фотостудию известного фотографа-мужчины француза в то время было невозможно. Так работавшие какое-то время в Париже Ли Миллер, Беренис Эббот и Дора Маар были на заре своей карьеры ассистентками американского фотографа Ман Рэя. Впоследствии Ли Миллер стала известным репортером и военным корреспондентом, Беренис Эббот – почти официальным портретистом интеллектуалов, преподавателем фотографии, автором книг, изобретателем фотографического оборудования и техники, а Дора Маар – известным фотографом-сюрреалистом, ее фотомонтаж «Папаша Убю» (1936 год) стал своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.

Не беря в расчет работу в студиях, о том, насколько случайными порою были первые уроки фотографии для молодых француженок, можно судить по рассказу Лизетт Модел, которая в 1930-м году в Париже познакомилась с фотографом Рожи Андре, только что расставшейся с Андре Кертешем и научившей ее пользоваться Rolleiflex. Лизетт Модел искренне недоумевала потом: «Я даже не знала, как держать фотоаппарат, но и она сама была еще неофитом. Я спросила ее, может ли она меня научить, и она согласилась. Когда мы гуляли по Парижу, она у меня спросила: «Что ты там видишь?» Я вообще ничего не видела, потому что, знаете ли, не была визуальной натурой. Тогда она произнесла фразу, которую я запомнила навсегда: «Никогда не фотографируй то, что тебя очень сильно не интересует». Это единственный урок фотографии, который мне преподнесли».

В студии Эржи Ландау в свое время работали и учились две другие молодые женщины, которые, впрочем, очень скоро стали самостоятельными фотографами: Нора Дюма и Илла.

Одну из самых знаменитых школ фотографии в Париже в начале 20-го века открыла вместе со своим мужем, художником Жюлем Фейром, Гертруда Фейр, обосновавшаяся в Париже в 1933-м году. На момент открытия (1934-й год) школа была ультрасовременной. В ней преподавали самые известные парижские фотографы (например, Рене Серван и Поль Ковальски), в ней имелись помимо аудиторий шесть лабораторий, зал печати и даже выставочные залы. Более того, перенесенная впоследствии (в 1940-м году) в Вевей и интегрированная в школу Искусств и Ремесел она еще долгое время по праву продолжала считаться одной из первых школ фотографии.

Фотография, которую преподавали в школе, была по большей части практической, ориентированной на ее последующее коммерческое использование. На это указывал в числе прочего и главный рекламный плакат заведения: «Изучайте фотографию! Эта профессия позволит вам реализоваться в сфере искусства и обеспечит вашу жизнь». А основательница школы, менее известная как фотограф, но состоявшаяся как преподаватель (работала в «Publiphot» до 1960-го года) Гертруда Фейр заявляла, что главной целью ее школы было обучение современных фотографов и фотохудожников рекламы: «Идея этого образования – не только в том, чтобы развить художественные способности студента, но и в том, чтобы дать ему углубленное техническое образование».

Необычность «Publiphot» заключалась не только в том, что школа была новаторской в плане организации и качества обучения, но и в том, кем были ее слушатели. Только треть из них составляли французы, на втором месте были немцы, также в «Publiphot» приезжали учиться из Чехословакии, Швейцарии, Ирана, Палестины, с Кубы. Кроме того, две трети всех учащихся составляли женщины. Причем это объясняется не только ростом популярности этого вида деятельности среди женщин, но и активной пиар-работой основательницы заведения. Гертруда Фейр активно рекламировала свою школу как возможность собственной карьеры для женщин, рассылала рекламные письма директорам женских школ, публиковала статьи в журналах и устраивала выставки студенческих работ. Сейчас исследователи затрудняются делать какие-либо выводы о социальном происхождении учившихся в «Publiphot» женщин. Вполне возможно, что большинство из них были аристократками или происходили из крупной или средней буржуазии. Другим, к слову сказать, обучение в школе вряд ли было бы доступно, поскольку стоимость триместра составляла в то время сначала 300, а потом и 450 франков. При этом в распоряжении студентов школы в ходе обучения были все возможные на то время технические средства для создания работ любой сложности и высокого качества.

Выпускники школы в дальнейшем добивались существенных успехов и признания. Так, например, окончившие «Publiphot» Герда Руайе и Робер Клавель получили медали на универсальной выставке в Париже в 1937-м году, а Перги Лейн в 1939-м – государственный заказ на оформление югославского павильона на международной выставке в Нью-Йорке.

Фотомастерская Париж


Если лишь редкие женщины-фотографы вошли в историю фотографии 19-го века, то в 20-м они, безусловно, взяли реванш. В новом веке все больше женщин выбирает карьеру в области искусства, кроме того, все больше женщин оказываются занятыми в двух крупных развивающихся областях индустрии: иллюстрированная пресса и реклама.

Для начинающих и профессиональных фотографов этого времени Париж становится чем-то вроде артистической и интеллектуальной мастерской. Этот город становится местом работы и творческих исканий фотографов разных национальностей. В 1939-м году фотограф Гертруда Штайн по этому поводу напишет: «Единственный персонаж, о котором мне бы хотелось написать… Париж-Франция, где были мы все. Для нас было совершенно естественным оказаться там».

Среди известных женщин-фотографов, работавших в Париже в это время (имеются в виду те, о которых остались какие-то упоминания, чьи архивы дошли до наших дней): француженки Альбен Гвийо, Каэн, Шевалье, Беллон, Лассерр, Ле Пра, Дора Маар (Маркович); немки Круль, Фройнд, Айшнер, Таро, Бинг; венгерки Ландао, Рожи Андре (Роза Кляйн), Дюма (Телкес де Келенфолд), югославка Илла (Камилла Коффлер), Флоранс Анри – французского происхождения, но родилась в США, американки Ли Миллер и Беренис Эббот, австрийки Мадам д’Ора и Лизетт Модел и, наконец, Гертруда Фейр – немецкого происхождения. Другие тоже совершают более или менее продолжительные путешествия в Париж (например, немки Марианна Брешлауэр – в 1929-м и 1932-м, Аннелизе Кретшмер – в 1928-м, Эльзе Талеманн – в 1937-м) или периодически работают во Франции.

Список имен был бы куда длиннее, но, по наблюдениям французских исследователей, о многих женщинах фотографах, работавших во Франции между двумя мировыми войнами, не сохранилось никаких данных из-за того, что впоследствии они вынужденно покинули страну по причине своего иностранного происхождения (в начале 30-х – из-за националистической пропаганды, подогреваемой экономическими неурядицами и политическими скандалами, когда во время выборов в органы местного самоуправления в мае 1935-го года афиши гласили: «Прежде всего – хлеба настоящим французам», а в конце 30-х – начале 40-х – под угрозой немецкого нацизма), или, в случае француженок, потому что они очень мало интересовались собственными архивами и оставили фотографию.

В целом, это время, когда наравне с мужчинами-фотографами женщины-фотографы становятся участниками движения «Новое видение в фотографии во Франции 1920-1940 годов» – нового взгляда на мир посредством фотографического аппарата – и участвуют во всех крупных выставках фотографии, как в частных галереях, так и во французских и иностранных музеях, а специализированная пресса и издательства представляют их работы широкой публике. В это время женщины-фотографы пробуют себя в различных областях фотографии: портрет, репортаж, студийная съемка, ню, фотография моды и рекламная фотография.

Кроме того, все женщины-фотографы того времени снимают Париж – и этот сюжет становится важнейшим в их творчестве. По наблюдению многих исследователей, снимки фотографов-парижанок (например, Лор Альбен Гвийо и Ивонны Шевалье) при этом нельзя признать лучшими. На их фото город зачастую служит только фоном для основного сюжета, а женщины-фотографы, приехавшие из Будапешта, Берлина, Нью-Йорка, Варшавы и Вены, находившие Париж экзотичным и интересным, снимали, каждый раз открывая необычные стороны жизни города. Они фотографировали современный Париж (Флоранс Анри – фото вывесок Парижа, Жермена Круль – серия о народном супе и ночной Париж) и Париж ностальгический (Ильзе Бинг). Дора Маар фотографировала амбивалентный Париж: на ее снимках запечатлена тревожная странность города и его жителей.

Пример парижской женщины-фотографа зачастую становился стимулом для начинающих, которые решали полностью посвятить себя фотографии. Так, будущий фотограф Ильзе Бинг вспоминает, что «именно снимки Флоранс Анри побудили ее приехать в Париж в 1929-м году: «Я хотела жить там, где делали снимки, соответствовавшие моим идеям».

 

В статье использованы материалы исследования Christian Bouqueret «Les femmes photographes de la Nouvelle Vision en France 1920-1930», Marval, 1998.

Светлана Ковалева

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz