Язык фотографии
ЗДЕСЬ
Последняя фотография (она же первая в данной статье) звучит финальным аккордом. Невольно задумываешься о том, сколько мальчиков лежит на этом погосте, на других русских погостах, и сколько еще ляжет… То есть, образ, в единичной фотографии представляющийся безликим, в серии становится осязаемым.
Итак, предварительный вывод: одна и та же фотографическая работа по-разному воспринимается в зависимости от условий, в которых е созерцают, и контекста. Если снимок задуман как «винтик» в механизме (или орган в организме – не знаю уж, как вернее судить…), он и «читаться» будет как часть единого.
До сих пор я говорил о языке одиночных фотографий. Это все же узкий подход, ибо серии, проекты, репортажи, фотоистории и т.п. имеют свою поэтику, и они также относятся к разряду фотографических произведений. Сосредоточась на фотографическом снимке как уникальном произведении, мы сможем наиболее коротким путем приблизиться к пониманию специфики языка светописи. Но, если говорить о языке фотографических произведений, нужно учитывать и подачу, и антураж, и оформление работы, и социальный тип зрителя, и… в общем, много всякого такого. В том числе и степень серийности.
Здесь я должен разделить серийность фотоизображений и серийность подачи. Фотоблог (любой, как впрочем и блог вообще) - тоже сериал. «Серийность» - явление масс-культуры. Телевизионные «мыльные оперы», серии «иронических» детективов, «долгоиграющие» журнальные проекты имеют конкретную маркетинговую цель: «подсадить» реципиента на тот или иной продукт. Даже в рекламных компаниях участвую одни и те же персонажи, должные по идее вызвать симпатию (достаточно вспомнить весьма удачный проект «Леня Голубков – не халявщик, а партнер!»).
Это я в глобальном плане рассуждаю, в фотографической деятельности подобных технологий все же не применятся. Вспоминается только проекты Екатерины Рождественской с переодеванием «звезд» (например, "Частная коллекция" http://fashiony.ru/page.php?id_n=5469), но все же это исключение. Тем не менее, фотографические серии хоть и неявно, но отражают общекультурную тенденцию (я имею в виду коммерциализацию культуры).
Есть общая основа, на которой строятся все серийные произведения. Это симпатия и эмпатия. Для того, чтобы «подсесть», необходимо, чтобы «зацепило». В комментариях к трогательным фотоработам обычно и пишут: «Зацепило…»
Бернард Вербер в книге «Энциклопедия относительного и абсолютного знания» пишет:
«...этимологически слово «симпатия» происходит от греческого слова «sumpatheia», которое означает «страдать вместе с кем-то». Точно так же и «сострадание» произошло от латинского «compassio», что тоже значит «страдать вместе с кем-то».
Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и rope. «Pathos» по-гречески означает «страдание». Боль другого чувствуют даже растения. Если приложить электроды гальванометра, прибора для измерения электрического сопротивления, к коре дерева, а человек, прислонившийся к дереву, порежет себе палец ножом, произойдет колебание стрелки прибора. Дерево заметит разрушение клеток...»
Теперь, собственно, скажу о жанре фотоисторий. В советское время у нас было разделение на "фоторепортаж" и "фотоочерк". Первое - низменный жанр, второй - возвышенный. Первый рассказывает о событии, второй - о человеке, явлении. Теперь принято считать, что границу между репортажем и очерком проводить не надо. Зато необходимо пробудить в реципиенте симпатию и эмпатию. Одиночный фотокадр очень часто неспособен пробудить эти чувства, подобно фотоистории. В этом воздействии, в сущности и заключается преимущество серийной фотоработы. Серия - как карточки в фотоальбоме: она раскрывает грани человеческой жизни.
В. Михалкович еще в 1983 году писал (22, 265):
«Художники все больше выступают от собственного имени развернутими сериями, циклами снимков, объединенными не столько темой, сколько особой авторской трактовкой действительности. Это уже, скорее, выраженные языком фотографии эссе, повести, поэмы, нежели чистый репортаж, и говорят они столько же о мире, сколько о самом авторе, о его попытках свети разнохарактерные свои наблюдения в целостное, интегральное представление о современности. Думается, что принцип повествования «о себе» будет все сильнее проявляться в искусстве светописи».
Фотоистория - все-таки жанр журналистики. Хотя, работы таких мастеров как Уильям Юджин Смит (http://buy-books.ru/photographers/eugene_smith/) или Павел Павлович Кривцов (http://www.rusjournal.ru/pages/krivcov.html), вполне могут быть представлены в художественных галереях.
Теперь примеры из совеременно мирового опыта.
Эти фотографии сделаны Джоном Хонгом (John Hong) – мастером, который снимает свадьбы:
продолжение