Не прячь глаза от Бога
Продолжение
Об авторах представленных здесь фотографий
S.W.P.C. (Seeing with Photography Collective ) - так называет себя группа фотографов из Нью-Йорка. Все члены группы - люди с ослабленным зрением, некоторые - полностью слепы. Процессу создания фотографий незрячим мастерам конечно же помогают их зрячие помощники. Руководствуясь указаниями слепого художника, они наводят объектив и компонуют сцену. В затемненной комнате, модель освещают прыгающим лучом фонарика. Шторка объектива остается открытой долгое время, иногда до несколько минут. В результате применения данной техники фотосъемки и получается то, что вы можете увидеть ниже. Никаких дополнительных изменений в фотографии не вноситься, все возникающие эффекты - только следствие применяемой методики.
Давящая аура безысходности и какой-то неземной тоски от первого взгляда на эти необычные фотографии, после, сменяется на ощущение прикосновения к иному, таинственному миру - чувство проникновения в иную реальность - настолько же прекрасную насколько и пугающую своей загадочностью.
Seeing with Photography Collective (SWPC) — основанное в 1988 году преподавателем фотографии Марком Андресом, объединение нью-йоркских фотографов с нарушениями зрения — слабовидящих или полностью слепых, для которых фотография стала своеобразным и единственным способом «видеть».
Оказывается, даже люди, полностью лишившиеся зрения, обычно способны различить свет и темноту. Членам коллектива Seeing with Photography Collective этой скудной возможности достаточно, чтобы заниматься визуальным искусством. Конечно, им помогают зрячие ассистенты, которые наводят камеру на композицию и фокусируют объектив.
Процесс съемки происходит в затемненной комнате. Естественно, предварительно оговаривается концепция и смысл снимка. Помощник освещает контуры сцены фонариком, а фотограф реагирует на свет. Объектив долгое время остается открытым и фиксирует все перемещения движущегося источника света, отсюда и столь сюрреалистические фотоэффекты.
Такое творчество можно смело назвать искусством с большой буквы, ведь оно помогает людям жить. Жаль только, что слепые фотографы свои снимки не смогут увидеть.
Один из членов сообщества, Викторин Флойд-Фладд, говорит: «Хорошая фотография идет изнутри. Это любовь. Совсем так, когда ты любишь кого-то и показываешь свою любовь. Ты делаешь все, чтобы снимок получился таким, каким ты хочешь».
Здесь и далее: Эфген Бовчар
Эвген Бавчар родился в Словении в 1946 году. Дети его поколения привыкли к новым опасным «игрушкам»: оставленным на полях сражений минам и снарядам. В 11-летнем возрасте один из таких снарядов лишил Эвгена зрения. Отныне он должен был научиться жить в абсолютной темноте, или наоборот – наполнить свой мир новым светом.
Эвген вспоминает, что видел цвета, когда был ребенком. С тех пор он раскрашивает мир, используя палитру основных красок, которую взял из своих воспоминаний о людях, о траве, деревьях, солнце и небе. Любимыми цветами фотограф называет голубой и красный. Последним, что ему удалось увидеть в красках, была ярко*красная юбка подошедшей к нему девочки. Этот цвет стал самым последним воспоминанием слепого художника... Сейчас цвет становится для Эвгена Бавчара «одной из форм внутреннего видения». Он видит не только черно-белые, но и цветные сны, и старается запомнить в них как можно больше красок, чтобы после пробуждения мир не представлялся одноцветным.
После произошедшего с ним несчастного случая, Бавчар начал обучение в Центре для слепых детей, а затем в лицее города Любляна. Там он сделал свои первые, еще неуверенные шаги в фотографии. По окончании лицея начинающий фотограф самостоятельно уехал в Париж, где в 1976 году, прослушав курс лекций по философии в Сорбонне, защитил докторскую диссертацию на тему «Эстетика Теодора Адорно и Эрнеста Блоха». В 1981 году он окончательно решил обосноваться в Париже, получил французское гражданство и стал стипендиатом французского правительства.
Учителей в профессии у него не было, поскольку школ для слепых фотографов в мире не существует. Пользоваться фотоаппаратом Эвген Бавчар научился с помощью друзей. По собственному признанию, он не владеет техникой в совершенстве. Присутствие человека определяет на слух, исследует на ощупь объекты и пространство в целом, просит подробно описывать ему получившиеся кадры. Для каждого снимка старается мысленно создать образ, который стремится передать в изображении. Самой прекрасной картиной, сохранившейся в памяти мастера еще до того, как его глаза перестали видеть, стал пейзаж прекрасной долины его родного края: «Там ветер поет колыбельную, укачивает, треплет шевелюру деревьев, беспокоит лица случайных путников на дороге, вносит сумятицу в определенный порядок на земле – в ее организованное пространство. Но сколь чудесна эта сумятица, этот беспорядок, магия, волшебство, очарование! Для меня это крайне существенно, я очень люблю мир в беспорядке, запутанный, не похожий на большое тихое кладбище. Именно таким представляется мне «порог» рая, та самая картина долины моего детства, подчиненная ветру...»
Мастер признается, что чувствует свою принадлежность к западноевропейской культуре, равно как и к восточноевропейской. Его работы сравнивают с картинами Франсиско Гойи и запечатленной на фотопленку игрой света и тени. Фотография становится для художника способом общения с окружающим миром.