Мне можно написать по адресу: 89162937358@mail.ru Или позвонить: 8-916-293-73-58 Другой ресурс автора (он о России и о русских людях): http://genamikheev.narod.ru/
|
Проклятие фотографии (не смертельное!)
При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное — то, чего не увидишь глазами… Антуан де Сент-Экзюпери
1. Оболочка
Перед тем как поведать о двух пристрастиях современной фотографии, гламуре и чернухе, не могу сказать об оболочке. Последняя – вечное проклятие увлекшегося фотографией, источник нравственных страданий и катализатор комплекса неполноценности, который есть спутник очень и очень многих снимающих. Счастлив плюющий на заморочки! Он будет штамповать невнятную серость и насладится минутой славы – такой мимолетной и эфемерной… А, возможно, обретет целые годы успеха. Если нащупает «золотую жилу» и научится умело ее эксплуатировать… Вы не заметили, что фоторепортеры (не фотохудожники, а именно репортеры), достигнув определенной высоты, в своих фотографиях удивительно схожи? Все просто: они научаются ловить момент наивысшей амплитуды явления, то, что называется «прекрасным мигом». Дальше – тупик. Физический мир не раскрывается далее, нежели позволяет Господь.
Но там же, где и Бог, прячется и бесеныш. Я говорю не только о фотожурналистике, но и об иных видах творческой деятельности, в которой участвует фотоаппарат. Очень быстро сообразительный фотограф понимает, что надо встроиться в «матрицу», обрести ряд умений и навыков, про помощи которых ты можешь заявить о себе: «Да, я Мастер, и, как все Мастера, хочу сказать…» «Матрицей» я называю систему стереотипов (или, если позволите, атхетипов), при помощи которых члены общества воспринимают сущее. К «матрице» относятся и голливудский кинематограф, и глянцевые журналы, и «желтая» пресса, и «форматная» музыка, и рейтинговые телевизионные проекты, и социальные сети. Фотография – рабочий механизм «глянцевой матрицы», полиграфического гламура. И, естественно, фотографические, с позволения сказать, произведения составляют контент фотосайтов, которые в сущности являются все теми же социальными сетями. Фотография вообще предоставляет немало возможностей для спекуляций. Красивые и сверхвысококачественные фотоизображения, коими кишат глянцевые журналы, «подлинным искусством» назвать можно весьма условно. Говно, наполняющее фотосайты, умиляет обывателя, играющего в «крутого фотографа», и позволяет ему (то бишь, обывателю) считать, что и он со своими «фотками» не хуже других (а втайне многие уверены: «Я наверняка лучше!»). Человек, умеющий просчитывать, легко встраивается в «матрицу», он грамотно позиционирует себя в рынке, научается производить такие фотоизображения, которые продаются. «Спекуляция», кстати, не такое и плохое слово. Согласно Этимологическому словарю Фасмера, в русский язык оно пришло из немецкого «Spekulation», что дословно переводится как «созерцательное мышление». «Спекулировать» - «высматривать, обдумывать». Да сей термин скорее подходит к коммерции, но не к творчеству. Но разве фотография – не коммерческий вид деятельности? Я высказываю суждения, которые многим не понравятся. Кто-то отплюется, перекрестится и станет избегать всего, что вытворило мое перо. Но сказать я должен. «Фотографический Олимп» заполонили ушлые людишки. Многие из них не лишены Дара Божьего, но «рулят» зачастую бездари, ровным счетом ничего доброго и светлого в Культуру не принесшие (но далеко не бездарные предприниматели!). Они умеют преподать себя и «построить» других в соответствии со своим пониманием действительности. Лидерские замашки – одна из благодетелей современного фотопрофессионала. Тех, кто пытается вникнуть в суть, углубиться в предмет, безжалостно затирают, обзывая «маргиналами». «Олимпийцы» уверены в том, что в фотографию приходят не для самовыражения, а для того, чтобы овладеть ремеслом и заколачивать баблосы. Годами они оттачивают восприятие потребителя на продукт, который якобы является подлинным искусством. Некоторые обитатели «фотографического Олимпа» учат, что во главу угла в искусстве фотографии поставлена композиция. Иные считают, что еще свет и ракурс. Это так, но только в малой части. Если освоить законы композиции, научиться «разбивать» пространство широкоугольником и находить необычную точку съемки, может получиться хорошая фотография. Но почему на всех этих «хороших фотографиях» люди предстают как тени, заполняющие некоторую часть кадра. Яркий пример – творчество Хульмута Ньютона. В сущности Ньютон только и делал, что спекулировал. Хотя и шокировать тоже умел отменно! Значительный плюс Ньютону: он не занимался глянцем. Мастер умел снимать человеческое тело,… как бы это сказать-то… натурально, что ли. Тем самым Ньютон, оставаясь в «матрице», насмехался над ней. Даже несмотря на то, что в фотографиях Ньютона мало психологии и много издевательства над моделями, Мастер несомненно занимался творческой фотографией, Искусством. Или все же – коммерцией? Нам-то судить легко: работы Ньютона на аукционах продаются за рекордные деньги, а, значит, ценны. Как их оценят наши потомки? А все будет зависеть от модели «матрицы», которая будет довлеть в будущем… Справедливости ради замечу: Ньютон гениально понял особенность фотографии, и, упершись в оболочку, не стал тратить понапрасну усилия на ее преодоление. Мастер освоил пространство возле нее чувствовал себя в нем как дома. Счастливый человек!
2. Промеж гламура и чернухи
В творческую фотографию почти всегда приходят одним путем: попадает в руки человека фотоаппарат, несколько опытов с которым приносят приятный результат. Именно личные результаты фотодеятельности толкают к дальнейшем попыткам овладеть ремеслом фотографии. И о-о-очень редко к занятию фотографией зовут работы того или иного мастера. И уже неважно, делает ли поклонник фотографии предмет своего увлечения средством заработка, либо страсть к получению фотоизображений так и не выплескивается за рамки хобби… Главное: человек желает выразиться, показать Миру свое искусство. И вот здесь снимающему надо себя как-то позиционировать. Что показать зрителю? Что сказать о Мире самому Миру? Любителю, продолжающему фотографические опыты ради собственного удовольствия и услаждения взоров близких (в реале, или в Сети – неважно) проще: легко вычислить алгоритм фотоснимка, который будет иметь приличный рейтинг и получит некоторое число комментов. Рейтинговый снимок не должен быть совершенен – чтобы «экспертное сообщество» в меру пожурило, похвалило и средний вердикт получился примерно таков: «Очень даже!.. Завораживает!.. Хочу туда!..» Главное – не испугать зрителя, не вызвать шок (отторжение). Отсюда большое число цветочков, закатов, птичек, отражений. Фотопрофессионалы же не пытаются наладить дружеские отношения с Миром. Они или кладутся под Мир или ложатся на Него. В первом случае получается гламур, «глянцевая действительность». Во втором выходит т.н. чернуха (от которой тошнит). Мы не умеем быть с Миром равными партнерами? Согласно нашему менталитету или ты «имеешь» – или тебя «имеют»? Что-то не верится, мы же не уроды из раннего средневековья! Какой-то все же бесенок на перекрестье сидит, который старается отнять у нас градации… Иногда у меня складывается впечатление, что середины нет. Там простирается пустота. Буддист возрадуется: пустота – это Нирвана, наивысшее состояние духа. Но кто из нас буддист? И что там, в этой «нирване» должно быть? На мой взгляд, правда. «Ох, - возразит знающий, - их столько, этих правд!» Тем более что «правда жизни» - синоним «чернухи». А много правд не надо. Нужна одна, та, что сообщает нам фотограф. Возможно, пустота – бритвенное лезвие. На нем только очень талантливый человек способен удержаться хотя бы несколько мгновений. И сейчас нет «очень талантливых». Снова не верится. Такое бывало в истории, когда рефлексирующий художник был неинтересен современникам. Но не было в истории периодов, когда не снимал свои жирные сливки конъюнктурщик! Согласно все земным законам, если исключить мистику-изотерику, пустота обязана заполняться. В фотографии, промеж гламура и чернухи нет заметного движения. Но там все же есть жизнь! И вовсе пустотою я в итоге назову означенное пространство, но серой массой, порой инертной, но частенько и агрессивной. Эту массу составляют не только фотолюбители, но и значительная часть профессионалов. Однако, последние (назову ее «профессиональной фотосеростью») давно позиционировала себя: она работает на глянец, угождая рынку. В узком сегменте фотографии, называемом фотожурналистикой, присутствует слоение. Факт, что лакированная действительность, «фотогламур», - побеждает. Хотя… проблема, мне кажется, в том, что зритель (скажем так, «среднестатистический» просто потерял всяческое доверие к фотоизображению, отчего фотография девальвируется, теряет авторитет (как средство информации). То, что мы видим ежегодно на «Уорлдпрессфото» - в большинстве своем можно наоборот отнести к «чернухе». Общемировой уровень фотожурналистики явно не снижается. Но в обществе (я теперь уже говорю преимущественно об обществе российском) чувствуется пресыщение негативной информацией. Людям хочется отвлечься от кризиса, войн, террора, государственной лжи… А ведь появился новый уровень «чернухи», который на молодежном сленге прозвали «жестью»… Получается, чернуха – это еще цветочки… Достаточно на Интернет-ресурсе создать ссылочку: «Не смотреть! Жесть», и сервер рискует перегреться! А напишешь: «Внимание, чернуха!», никто не зайдет – даже просто полюбопытствовать… Помню, во времена моей юности по рукам ходил «Атлас судебной медицины». Своеобразная «жесть» эпохи развитого социализма. И порнушка была. Хватало, хватало «жести»… А на полосах газет и журналов царствовал советский гламур, жизнеутверждающий репортаж. «Наводи побольше глянца как в работах Бальтерманца!» Только дали работникам прессы послабление – понеслось! Советская чернуха конца 80-х смотрелась как «правда жизни». Как же: фотограф обличает суровую действительность, открывает обществу глаза на язвы нашего общества. На самом деле это было просто свежо. Новый продукт превышал порог восприятия, генерировал мозговые токи. А порог все поднимался, поднимался… Впрочем, не я придумал теорию шок-ценности. И настал момент, когда общество стало тошнить. Не только от чернухи, но и от правды. Люди поняли, что приятнее то, что тешит глаз. И не колет его… Мастера, умеющие делать фоторассказы (Семин, Кривцов, Щеколдин) остались не удел. Вместе с водой выплеснули и их. Молодежь, приходящая в фотографию, сориентировалась правильно. Ремесло должно кормить. Ремесло?.. Кажется, в учебниках по эстетике фотографию причисляют к полноценным искусствам… Всякая болезнь нуждается в диагнозе. Исходя из него консилиум определяет: залечивать, отрезать или класть в хоспис. На мой взгляд «печка», от которой надо «плясать», - нынешнее позиционирование фотографии. Чем она является в настоящее время? Прежде всего, мне кажется, - индустрией. О ней, о фотоиндустрии, хочу сказать подробнее. Сразу вынужден констатировать: рынок фотографических изображений ничтожно мал по сравнению с рынком средств получения оных. А значит, результат фотографической деятельности с экономической точки зрения лишь малипу-у-усенький сегмент фоторынка. Раньше фирмам нужно было продавать фотокамеры, объективы, пленки и всякие «примочки», а так же оказывать услуги по проявке и печати. Профессионалов, как ни крути, все-таки не так и много и ставка делалась на «чайников». И фотолюбители разных толков тратились на бачки, увеличители, «химикалии», фотобумагу разных номеров, кюветы. Теперь фирмам надо продавать фотоаппараты, объективы, карты памяти, редакторы растровой графики, принтеры, картриджи, а так же оказывать услуги по печати карточек. Пленки и химикаты из жизни практически ушли. Но суть осталась та же: нужно «впарить» народонаселению как можно больше всяких «крутых штучек». Что для успешности этого бизнеса необходимо? Конечно же, растущий рынок! И, чем больше у фотографической продукции потребителей «фотопользователей», тем больше прибыль. Как стоимости принести прибавочную стоимость? Нужен оборот капитала! Карл Маркс forever!
Итак, чем больше фотопользователь купит фотоаппаратиков и «примочек», тем лучше производителю. И производитель озабочен желанием фотопользователя хоть что-то купить. Если не фотоаппаратик, то хотя бы карточку памяти. Или «долгоиграющий» аккумулятор. Или модный футляр. В общем, аксессуары. И-и-и-и-панеслась информационная машина в форме сайтов или журналов (глянцевых!) выдавать новости фототехники! И для «чайников», и для продвинутых фотолюбителей, и для профи… Закрутились форумы, конкурсы фотографий, рейтинги… Пусть у человека появится азарт, засвербит в одном месте от желания пофоткать! Опять же, творчество, приобщение к братству снимающих. В симфоническом оркестре обычно играют профессионалы-музыканты. Там не играют клерки, чиновники или банкиры. Домашние музицирование банкира – дело полезное. Для души. Но банкир не будет снимать зал имени Чайковского, чтобы показать свое искусство музицирования. Он не идиот. Но другой банкир (чиновник, топ-менеджер) легко снимет Манеж, чтобы устроить свою персональную фотовыставку. И кто посмеет заявить, что карточки банкира пошлы! Что-то я не слышал критических откликов на фотографические опыты сильных мира сего…
И смех, и грех: разбился на Алтае вертолет с «шишками» (на каких-то козлов охотились), и перво-наперво СМИ сообщили, что в числе пассажиров были два столичных фотохудожника. Потом пришла поправка: оказывается, бизнесмены… Человек купил камеру за пять штук баксов, набор оптики за десять – и он уже фотохудожник! Он не будет снимать чернуху или жесть. Он будет снимать закаты, цветочки, зверушек. Чтоб глаз радовался. Для общего развития выпишет настоящего фотомастера – чтобы тот провел индивидуальный мастер-класс по фотокомпозиции. И банкиру приятно, и у фотомастера хлебушек есть! С маслом, с икорочкой, с коньячком… Всем хорошо!
А при чем здесь правдивые фотоистории, пустота, лезвие бритвы? Да в том-то и дело, что теперь уже не при чем. Да, по идее при помощи фотографии можно постигать тайны бытия, учиться жить в гармонии с миром. Но – к чему?
3. Оплеухи
Материал «Промеж гламура и чернухи» был выставлен на ресурсе «ХЭ» (тоже своеобразной социальной сети). Некоторые мнения экспертного сообщества с удовольствием приведу:
…Ща, поем хлебушек с маслом, икорой, и коньяком и напишу.
…Начали за здравие, кончили за упокой: начали с серьезного заявления о том, что современная фотография делится ровно на два направления - закончили сетованием на коммерциализацию фотографии; начали языком публицистики - закончили языком форумных постингов. Тему статьи, отраженную даже в заголовке, не развили и не подтвердили примерами, более того - перескочили на другую.
…И эти люди запрещают мне ковырять в носу...
…Через некоторое время, как мне кажется, термины "фотография" и "фотосайты" станут окончательно синонимами. И только гдето далеко в реале останутся грустные и разобщённые, нерейтинговые и безгурные, всеми забытые фотографы-без-интернета, со своими малопосещаемыми выставками и вечным брюзжанием - "да вы ничевожа незнаете".
..Прочитала статью... огорчилась за Автора... он - ужасно чем-то расстроен.
…Прочел я Вашу статью с интересом, удовольствием и неудовлетворением...
…Ребят, извините, по-другому я вас величать не могу. С одной стороны взрослые мужики и бабы, с другой аки дети. Ну веселитесь, язвите, правда меня всё это никак не цепляет. Мне лично не нужно утверждаться на вашей площадке. Я вижу здесь собрались люди (не фотографы), а просто люди которым скучно, но очень хочется скрасить это состояние скуки…
…Конгломерат "охотников до фотографии" особенно уязвим, т.к. фотография (как способ механической фиксации изображения) не имеет никакого отношения к творчеству. Да, занимающиеся фотографией в большей степени ремесленники. Музыкантам, актерам, поэтам - даже несмотря на то что редко творцы друг друга любят - проще, ибо определены границы их деятельности. Если откровенно, и они ремесленники, но их превозносят выше, нежели фотографов. Сами фотики в этом виноваты, ибо ПРИСЛУЖИВАЮТ, а не СЛУЖАТ (как те же актеры).
А ведь может и такое случиться, что найдутся через пару лет авторитеты, которые многозначительно скажут: "В этом что-то есть..." А тех, кто смеет подкалывать Первое Лицо...
Геннадий Михеев
Добавление от 12 апреля 2011: Медведев станет фотографом Путина?Кинорежиссер Никита Михалков в очередной раз доказал свою верность Владимиру Путину, дружба с которым часто выставляется на показ. На вопрос о том, за кого он проголосует на выборах президента, Михалков ответил следующее: «Если пойдут оба, я буду за Путина. Мне кажется, что на сегодняшний день после его огромного опыта существования в стране в качестве премьера он реально ощутил пальцами огромность нашей страны и ее проблемы». На всякий случай Никита Сергеевич сообщил, что «дружен с Медведевым». «Я считаю его очень талантливым человеком, причем во многих сферах. Он потрясающий фотограф, умный, талантливый, веселый человек с юмором», — сказал Михалков. Дмитрий Медведев по праву считается одним из самых известных российских фотографов. Практически в каждую поездку он берет с собой фотоаппарат. «Если у меня есть свободная минутка, я стараюсь фотографировать. Причём делаю это не только в домашних условиях, практически в любую командировку я с собой беру камеру. Честно скажу, далеко не всегда получается сфотографировать что-то, но если получается (а это в основном фотографии либо из резиденций, либо из гостиниц, потому что по-другому сложно фотографировать, иногда, кстати, из машины), то мне, в общем, кажется, что это интересно для меня, потому что остаётся память о той или иной поездке, а езжу я немало», — рассказывает сам глава российского государства. Дмитрий Анатольевич известен не только своими фотографиями, но и своим фотоаппаратом. «Пробовал снимать зрителей соревнований в Кр. Поляне на телефон, вышло не очень. Надо такой же фотоаппарат, как у Дмитрия Анатольевича», — написал недавно в своем «Твиттере» губернатор Краснодарского края Ткачев. А фотоаппарат у Дмитрия Анатольевича непростой. Это Leica S2-P. Стоимость его с объективом превышает миллион рублей. Благодаря активному «мельканию» президента России с «айподами» и «айпадами» спрос на них со стороны чиновников резко вырос. Теперь вот и Leica становится востребованной. Как ни крути, а наш президент — самый мощный «рекламный носитель» современности. Однако если президентский … Продолжение » |
Библиотечка(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):Чудо фотографииНе прячь глаза от БогаЯзык фотографииЛовцу частичек бытияОкно душиЗанимательно о фотографииТайна светописи
|
Новости24 августа 2010
Здравствуйте!Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн… 26 сентября 2010
Новая статьяСочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1 13 октября 2010
Почти святые фотографы...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от … 19 ноября 2010
Новая статья "Правда о серебряной фотографии"Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» … 25 ноября 2010
Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, … 30 ноября 2010
Новая статья "Познание видимости"...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ… 15 января 2011
Новая статья "Фотография в Паутине"Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до… 12 мая 2011
Чудо фотографииДОБАВЛЕНА полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии" 31 мая 2011
"Язык фотографии"ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ |