Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Фотобыдлосфера

 

 

 

"...Тогда NN, растопыря ноги наподобие буквы хера и подбочась наподобие ферта, произнес следующую краткую и выразительную речь: "Смотрите же вы у меня, не очень умничайте; вы, я знаю, народ избалованный, да я выбью дурь из ваших голов небось скорее вчерашнего хмеля". Хмеля ни в одной голове уже не было. Горюхинцы, как громом пораженные, повесили носы - и с ужасом разошлись по домам..."

 

Александр Пушкин

 

"История села Горюхина" мне не дает покоя прежде всего описанием того, как нанятый барином приказчик NN приступил к исполнению своей политической системы. Главным основанием оной была следующая аксиома: чем мужик богаче, тем он избалованней, чем беднее - тем смирнее. Вследствие сего приказчик старался "о смирности вотчины как о главной крестьянской добродетели".

Чем там, в селе Горюхине все закончилось, мы не узнаем, ибо Пушкин свою повесть не завершил. Точнее, есть промежуточный результат: Горюхино приуныло, базар опустел, песни Архипа Лысого (местного Вергилия) умолкли, ребятишки пошли по миру. Но ведь это еще не логическое завершение. Как и многие свои тексты, гений безжалостно бросил свою "Историю...". И хорошо, что рукописи чаще всего не горят (хотя, они частенько классно гниют), ибо для меня "История..." - произведение, к которому я очень часто возвращаюсь мыслями.

Стиль такой был у поэта: если не приходит финал - значит, зря зачинал. Правда, в наши времена это уже называется иначе: "концептуальностью". А конец сам читатель придумает - это же сотворчество. И не стоит слезами обливаться над вымыслом - пусть  другие режут лук. Тем и особенно современное (типа) искусство, что можно теоретически обосновать любую халтуру и оборвать зачатое в любом месте. В этом плане Пушкин – предтеча нынешнего литературного охренения. С тою только разницею, что у Александра Сергеевича все же есть и законченные произведения.

 

 

 

 Знаете... то, что именуется "современным искусством", один умный человек назвал религией падших ангелов. Искусство творческой фотографии - не исключение. Блогосфера - это тоже своеобразная религия - только не ангелов, а тупого безмозглого стада. Возможно, его члены когда-то и были ангелами. Или станут таковыми. Пока же приходится толкаться в этом загоне, утопая в собственном ... (простите, но в блогосфере это именуется "срачем"). Зато ты можешь громко замычать или навалить особо выдающуюся кучу. А то и продемонстрировать не менее выдающееся достоинство - тогда тебя заметят и ты приобретешь СТАТУС. «Яя-а-а-а-азь!!!» Такая вот... мечта получить свои пять минут славы, разместив резонансные пост, фотку или ролик. 

Казалось бы: какое имеет отношение брошенное автором (хорошо еще, не в корзину или печку) произведение первой половины позапрошлого века к фотографии? Пушкин даже жил в дофотографическую эпоху!

 

 

 

А, значит, пора обрисовать тему, которой я сейчас коснусь. Она вообще-то насущная: причины нынешнего фотографического бума, воздвижение в ранг «шидевра» абсолютного фотодерьма, а так же вероятные последствия аберрации "фотографического художественного вкуса". Заметьте: я не говорю о падении "художественного уровня" или извращении понятия прекрасного (которое суть есть основа всякой эстетики). Возражение против прогресса в искусстве всегда сводится к вышеозначенным обвинениям. Я называю ЭТО именно аберрацией, искажением. Это не страшно и не губительно. Это реальность, данная нам не только в ощущениях. Страшно, когда мужчина валяется на улице с сердечным приступом, а все проходят мимо, думая, что человек пьян. Еще страшнее, если кто-то сфоткает умирающего – и пойдет дальше. Проблема, контуры которой я сейчас набрасываю – всего лишь наши милые игрища по сравнению с явлениями, происходящими в нашем обществе.

 «Ты должен быть доволен как слон!» Так приказали "приказчики" от Всемирной Паутины. Они же говорят: Пупкин создает шедевры, а Лупкин - отстой. Кто думает иначе – недоумок и отсталый урод. И ты способен создать шедевр! Например, твоя фотка станет "фоткой дня" на Яндексе - и это уже не пять минут славы, а целых двадцать четыре часа. Другой вопрос, что «шидевр» будет пошлой пустышкой, но таковы нормы мейнстрима: не надо выёживаться, делай как все – только, пожалуйста, на хорошем уровне технического качества. Карточка должна звенеть!

 

 

 

 Ну, о популярности фото, думаю, ничего говорить не надо. А вот насчет "аберрации" требуются пояснения. Публика в большинстве своем (причем, в подавляющем) неспособна отличить мух от котлет, то есть, достойные фотографии от "обычного" серого планктона фотографического мира. Поскольку сейчас во главу угла при оценке фотографий ставится техническое качество, об иных свойствах судят по меньшей мере странно. Действительно выдающиеся произведения чаще всего просто не замечают. Хотя, все же именно что замечают. Только стараются обойти их стороной, сделать вид, что заметили. Психологический механизм подобного явления прост: «Ежели ЭТО будет признано образцом, я останусь в осадке… не-е-е-е… не допущу!»

Откуда же неспособность различить «котлеты»? Дело вот, в чем. Сейчас эпоха не читателей, а писателей, не зрителей,  но авторов. В этом факте суть явления. Ну, можно его сравнить с таким явлением как если бы на театральную сцену выскочили сотни людей, и каждый принялся танцевать "па-де-де" кто во что горазд. Маразм? Нет - обыкновенное массовое безумие. И выкабениваюся на "фотографической сцене" ой-ой-ой, как - мама не горюй. Что же произойдет в этом дурдоме? Безумцы просто-напросто затрут настоящих артистов балета или вытеснят на периферию сцены. И с творческой фотографией - так же. Общество (в целом, конечно - как  стадо) старательно изображает отсутствие талантливого автора. Для чего это делается? А, чтобы некому было... засмеять. Придуман будет некий "усредненный" уровень балета, которого можно достичь за пару тренировок. И в итоге лучшим танцором будет признан тот, кто выше прыгнет, да еще и изобразит при этом букву зю. Давайте будем снисходительны: танцевать хотят многие. Но никто не хочет стать посмешищем. Если он, конечно, не клоун по природе своей.

 

 

 

Вероятно, я поступил некорректно, смешав в одном пассаже балет и фотографию. Но это я для наглядности: за фотографа так же многое решает техника, как за танцора. С той только разницею, что фотографическую технику покупают, а балетную приобретают адским трудом. Художественная сторона творчества в танце и в фото - отдельный вопрос, потому что без качественного исполнения ни черта не получится. А в фотографии есть еще и мастерство съемочного процесса, которое нарабатывается практикой. В общем, как ни крути - важна любая грань фотографической деятельности. Но, поскольку нарабатывать мастерство лень, а таланта зачастую недостает, приходится уповать на техническое качество. Именно на этом основаны поклонение фотографического истеблишмента "Лейке", а так же идиотские споры онанис... тьфу - то есть, никонистов и кенонистов.

Пишу эти строки, а по радио известный физик-теоретик рассказывает о своем творческом пути. В молодости он де увлекался живописью, но умный человек ему сказал: не позорься – лучше быть хорошим ученым, нежели плохим художником. Прошло много-много лет. И физику подарили фотоаппарат. Хороший, профессиональный. И физик настолько был поражен возможностями современной цифровой камеры, что по уши втянулся в художественную фотографию. Показали фотки. Уровень – как у высокопоставленного фотолюбителя Дмитрия Медведева: никакой. Закаты, красоты природы и архитектуры, экзотика дальних стран. В общем, типовой набор фототуриста. Стандартная ловушка светописи в цифровом ее варианте: легкость достижения результата рождает иллюзию мастерства.

На телевидении, кстати, придумали формат "танцев со звездами" когда дилетанты в хореографии, но известные личности в бомонде, пробуют танцевать с профессиональными танцорами. Так сказать, соединение чайников и мастеров. Вообще говоря, шоу популярное и рейтинговое. Но именно что - шоу. А в фотографической деятельности есть такой род деятельности как выездные мастер-классы. Хитрость в том, группу вывозят на заведомо выигрышную фактуру, которую даже обезьяна (ежели, конечно сунуть в ее руки камеру) хоть как-то, да сфоткает.  Рядом еще (не с обезьяной, конечно, а с фототуристом) стоит мэтр,   который помогает правильно наставить фотоаппарат. Такие вот… танцы с фотографическими звездами. Вообще говоря, довольны все. И даже фактура не в обиде (в виде каких-нибудь индусов или зулусов, которым перепадает некоторое количество денежных знаков).

 

 

 

Многие теперь хотят стать фотохудожниками. Таковых несколько больше, нежели жаждущих танцевать. Потому что танцорам, бывает, кой-что мешает (то есть, нужно много трудиться и держать себя в теле), а фотохудожникам это кой-что иногда даже помогает. Особенно когда они начинают меряться фотообъективами как сами знаете, чем. Балетная метафора, на мой взгляд, неплохо иллюстрирует то, что происходит в мире современной творческой фотографии. В классическом балете есть два мира, существующие по обе стороны рампы. Артисты танцуют, зрители получают эстетический заряд. Тому, кто от балета далек, в театр ходить заказано. Однако, никто из зала не будет вскакивать на сцену с криком: "А я вот так же могу - оп-па!" В фотографии же ой, как выскакивают!

Таковое стирание границ наблюдается во всех искусствах - каждый получил возможность стать «самому себе» режиссером, оператором и исполнителем. Появились даже "балетные труппы толстух". Они, вообще говоря, работают для увеселения публики. А "труппы фотохудожников" для смеха что-то работать не хотят. Они арендую залы для выставок, издают фотоальбомы, и много-много-много творчески тусуются. Создается впечатление полноценного творческого процесса.

 

 

 

Набирает обороты социальная сеть "Инстаграм", которую авторы  проекта позиционируют как "фотографический Твиттер". Вообще говоря, проект является коммерческим, он капитализирован; данный момент нужно четко зафиксировать. У "Инстаграма" простая философия: "Снимать всегда - снимай везде до дней последних донца, снимай - и никаких гвоздей!" Ну, чуть раньше была ломография (милая своим очевидным несовершенством), потом - мобилография, теперь - "Инстаграм", который по сути влил пользователей айфонов, айпедов и прочих гаджетов с функцией "фотокамера" в единый мейнстрим. Какой ресурс будет в моде завтра, тот, кто из нас доживет - увидит. Информационно-психологическая основа "Инстаграм" - еще проще:  твиттерские 140 знаков надо читать секунд тридцать. Фотку можно разглядеть за три секунды. Вот морда моей собаки, вот моя рожа, а вот личико моей телки. Мот моя жратва, здесь я чищу зубы, а это – мой пен… то есть, пенал с принадлежностями. Визуальный образ, не требующий перекодирования на язык знаков, непосредственно воздействует на глубины сознания, сокращая препятствия в виде "буковок". Думать, короче не надо - можно только чувствовать. Правда, в "Инстаграм" ценится еще и хлесткая подпись. Как говорится, широкий простор для творчества - когда маешься где-нибудь в ожидании.

Недавняя новость: Рамзан Кадыров, человек, имеющий полномочия хана, недавно на весь Божий свет обозвавший через ретранслятор футбольного судью козлом (и посчитавший себя правым), завел себе аккаунт в Инстаграм. И человека, расхваливающего фотки Кадырова в Инстаграм наиболее рьяно, хан назначил... своим министром. Не такая, оказывается, простая эта сеть фотолюбителей...

 

 

 

Спрашивается: почему я тогда назвал свой текст: "Фотобыдлосфера"? Слово "быдло", конечно же, оскорбительное. Но это только в  пространстве русского языка. Ежели углубиться в этимологию (точнее, заглянуть в словарь Фасмера), "быдло" - это стадо крупного рогатого скота. Слово заимствовано у поляков;  примерно то же самое (стадо скота) "быдло" означает у белорусов и  украинцев. А у чехов "быдло" - жилище, местопребывание (см. тот же "Этимологический словарь" Фасмера). Хотя, об этом мало кто знает. Так же как немногие догадываются о подлинном значении словосочетания "попасть впросак".

Инстаграм моден - это факт. В данном формате работают крутые Мастера, например, Георгий Пинсахов и Олег Климов. Недавно подключился и Сергей Максимишин. Но есть и противники данной платформы, утверждающие, что сервис "Инстаграм" предлагает пользователям ограниченный набор цифровых фильтров, тем самым сводя творческий процесс к заранее заготовленным чужими дядьками (ну, или тетушками) схемам.

Оппоненты не слишком отдают себе отчет: "Инстаграм" прежде всего - социальная сеть, отличная от Твиттера или Фейсбука. А что касается творчества... По правде говоря, от Интернета абсолютное большинство не требует академизма и солидности. Людям все же нужна "развлекуха". А с томиком Толстого или Диккенса можно посидеть у камина офф-лайн.

 

 

 

Итак: дело в позиционировании. Причем, в позиционировании каждого конкретного индивидуума. И это интимное дело человека; никто не вправе обвинять кого-то в том, что он "не там тусуется". Если, конечно, при этом не нарушается закон. В конце концов, еще Экзюпери говорил, что величайшая роскошь на Земле - общение. А на личные странички авторов или персональные сайты теперь почти никто и не заглядывает.

Давайте заглянем в топ Рунета и посмотрим, кто из блогеров популярен. Артемий Лебедев - талантливый дизайнер и успешный бизнесмен. А то, что в роли блогера он позиционирует себя как "король быдла"... ну, это такая игра. Если не он займет эту нишу - придет какой-нибудь Антон Долбо... то бишь, Носик. Казалось бы, идет соперничество Лебедева и Варламова за второе место в рейтинге ЖЖ. Но вот однажды Варламов прибывает в одно из самых ужасных мест мира, Магадишо. Илья умеет рассказывать о своих приключениях захватывающе и с юмором. Один во враждебном мире... И в очередном фоторассказе проскальзывает эпизод: блогер в этом ужасном Богом забытом Магадишо заходит перекусить в ресторанчик, а там сидит... Тёма. И фотографирует еду. Мала вероятность того, что двое русских очутились в одном Могадишо случайно. Просто-напросто, рука руку моет, а игра-то на самом деле одна. Впрочем, мой последний пассаж вроде бы как не о фотографии.

 

 

 

Рустем Адагамов, пока что являющийся супер-пупер-звездой  Рунета, позиционирует себя как "фотожурналист". Как фотограф блогер Другой - обычен, зауряден. Однако, он подписан на фотоагентства, и ретранслирует контент из закрытых для рядовых глаз новостных лент. То есть, Адагамов показывает своим читателям-зрителям лучшее, снятое профессионалами всего мира. Едва Другой принялся рассуждать на политические темы, встав на прозападную сторону, на него быстренько была найдена управа в виде бывшей жены, возведшей не человека поклеп. Результат - в общем-то позорное бегство из страны. Интересно: долго ли еще будут интересовать подписчиков Адагамова репортажи о "правильной" жизни в Европе, которые довольно добротно, но фотографически явно слабо делает Рустем? 

А вот блогер Илья Варламов перестал позиционировать себя как "фотограф". Теперь "Зуялт" - "общественный деятель". Интересен тренд: Варламов рассказывает о том, как все сделано с умом в Европе, насколько ужасен Третий Мир, и как Москва зависает между двумя полюсами. Все это сообщается языком фотографии - с хлесткими ироничными комментариями. На самом деле, это и есть качественная фотожурналистика. И картинка в современной журналистике даже побеждает текст.

К месту мне вспомнился современный политик, губернатор Смоленщины г-н Островский. Он тоже начинал фотожурналистом, причем, довольно успешным. Закончилась фотожурналистика Островского отвратительным скандалом, замешанном на мерзких «подставах». А теперь - поди ж ты... А ведь в ТУ пору блогосфера еще не существовал. Можно вспомнить и еще одного бывшего журналиста (пишущего), депутата г-на Хинштейна (профессиональное прозвище - Сливной Бачок). Короче, не случайно, кажется, Илья Варламов позиционирует себя как общественный деятель, «окучивает» московскую тему и "скорешился" с депутатом, профессиональным покерным игроком по фамилии Кац... По степени влиятельности Варламов  и Адагамов приблизительно равны блогеру Навальному. А последний, как известно, вовсе на фотограф и даже не журналист, а политик. Как все ныне перемешено…

 

 

 

Еще один топ-блогер обозначает себя как "путешествующий фотограф". Я имею в виду Сергея Долю. Пусть недоброжелатели обзывают  деятельность Доли "джинсой"; проект "Виртуальные путешественники" успешен - а это в нашем мире главное. Особенность формата передвижений Доли по планете Земля: трафик по туристическим тропам. Как фотограф Сергей примерно на том же уровне, что и Рустем. Но он принципиально не лезет в политику, что все же приближает его деятельность к журналистике. Ведь там, где политика - имеет место быть ПРОПАГАНДА, а вовсе не журналистика. Хотя, и журналистика, что не следует забывать - вторая древнейшая профессия. Для незнающих поясню: первая - это проституция. Из фотографии получается прекрасная проститутка: фотохроника Третьего Рейха - яркий тому пример.

Особенности формата Доли две: стремление к гламурности и техническая выхолощенность. Читатель Доли знает: он не наткнется в блоге Доли на "правду жизни", которая, вообще говоря, отвратительна. Ну, к чему весь этот социальный пафос! Его и в реальной жизни хватает; порой, чтобы хлебнуть горького, не надо даже выходить за порог собственного дома. 

 

 

 

И, наконец, не могу не отметить "феномен Шпиленка".  Игорь Шпиленок позиционирует себя как "фотограф-натуралист". Он просто фотографирует природу Камчатки и своей родной Брянщины, рассказывает о красоте нашей Родины. Как раз деятельность Игоря - не только личный пиар-проект, но работа, благодаря которой мы учимся любить и уважать Россию. Нашу страну есть за что уважать. Наверное, именно в данном ключе можно оценить нынешнее (незначительное) падение рейтинга самого талантливого отечественного фотографа Александра Петросяна. Просто, блогер Петрофотос рассказывает только о том, насколько он крутой, и как он красиво умеет снимать Петербург (а вкупе и другие города и страны). Шпиленок же показывает великолепие мира дикой природы - без понтов.

Но все может поменяться - и рейтинги полезут в обратные стороны. В конце концов, фотобыдлосфера, в которой существуем все мы, пользователи Сети - среда своеобычная и непредсказуемая. Толпе приедается одно, она дружно набрасывается на другое. Фотограф, оказывающийся в фаворе, начинает думать что он гений и радостно извивается под медные трубы. Последние имеют обыкновение быстро заканчивать свою свистопляску - и очередной забытый гений впадает в глубокую депрессию. И от взлетов и падений не застрахован никто. Слава - высокая башня, которая время от времени выхватывает кого-то из толпы, пристально в него всматривается некоторое время - и бросает наземь, произнеся: "Опять не тот..."   

Если оценивать явление глобально, можно прийти в к выводу, что обыдление масс, снижение общекультурного уровня, примитивизация художественных вкусов - продуманная политика. Неким силам якобы выгодно поддерживать в народе бедность духа. Тогда он, народ, и в самом деле смирнее - его не тянет на Болотную. Уровень телепередачи "Пусть говорят" на самом деле высок. Я имею в виду профессиональную сторону. Наверное, думаете вы, не только ради рейтинга телепрофи вынуждены опускаться до ЭТОГО. Однако, в блогосфере обсуждают и гораздо более низкие темы - там даже не желтизной попахивает, а именно что "быдлятиной", в самом скверном смысле этого слова. Иногда, конечно - далеко не всегда.

 

 

 

Но мы зачастую забываем, что кроме "высокой" культуры есть еще и низкая, "карнавальная" культура. Все эти демотиваторы, фотожабы, "тема сисек" - и есть проявления культуры карнавала, балагана. Правда иногда карнавалы проводят на Манежке - с фаерами и петардами... А посему быдлу не стоит давать разгуляться по полной программе. Один раз, в 1917-м уже разгулялись. Карнавалы претерпели метаморфозу, превратились в первомайские шествия по Красной площади. Фотографы творчески это дело освещали. Потом случился карнавал 1991-го… но особо разгуляться не дали. А в 1993-м – так вообще расстреливали. И здесь уже не до развлекухи.

Я ведь не зря начал с "Истории села Горюхина". Для того, чтобы управлять обществом и не допустить разгул, а то и бессмысленно-беспощадный русский бунт, нужно не только не дать ему разжиться. Необходимо сделать его духовно нищим. А это сложнее. Ведь речь должна идти уже не о потреблении (как идее), а об идеалах. Один из идеалов – стать «калифом на час» в мире фотобыдлосферы. Человек истратил лишнюю энергию – и «доволен как слон» (мемы – один из способов обыдления).

 

 

 

На то есть "приказчики NN". Вы, наверное, думаете, идеал по понятиям модераторов сообществ - Золотой Телец. Отнюдь все не так. Игра в медиамире идет на повышение личного т.н. "социального капитала". Это статус, который в идеале принесет рекламные деньги. Опять приходим к Золотому Тельцу? Ну, да: питаемся мы все же не Святым Духом, а живем вовсе не на облаках.

Что делать - во все времена, после грехопадения прародителей человечества в обществе главенствовали секс, власть и деньги. Конечно, есть еще местечко для совести, благородства и достоинства. Однако, им место в Высоком Искусстве. А для Всемирной Паутины более актуальны далеко не столь высокие стимулы. Ну, например "сиськи Волчковой" (простите - грудь). Ах, есть еще волонтерство! Ох, сколько я видел «волонтеров», которые приезжали в детдома и дома престарелых только лишь для того, чтобы пофоткать и выложить фотки в сети с комментарием: «Там все ужасно!»

Хочу напомнить афоризм Бернарда Шоу: "ХIX век был эпохой поклонения искусству. Посмотрите, чем все это кончилось". Сказано было после Первой Империалистической войны. Ну, когда говорят об искусстве - жди... нет, не войны. Естества. А естество человека - это... ну, не сказать, что секс, ложь и насилие. Просто откройте топ-25 записей ЖЖ (который все же дословно переводится с языка оригинала как "журнал жизни") - и все будет понятно. Дело в том, что ЖЖ - не социальная сеть, а собрание сообщений на разные темы. Практически, информационный базар, та самая сцена, на которую забрались все кому не лениво – и пляшут кто во что горазд. "Собирательному пользователю" данного ресурса интересно то, что находится в топах. Если это "сиськи недели" - значит, так определила жизнь.

 

 

 

Но опять же повторюсь: в "сиськи" заглядывает не только "быдлятина" - разные люди туда заглядывают. Возможно, после просмотра ленты пошлятиной человек возьмет томик Чехова. Однако, у него уже стереотип: ничего кроме "сисек" в ЖЖ не увидишь. Ну, там еще актуальные новости и прочую ежедневную рутину, которая назавтра уже и помниться-то не будет. Разве великие не ходили в бордели? Даже Солнце, говорят, иногда заглядывает в навозные ямы. Что не мешает ему оставаться Светилом.

Вообще, люди теперь делятся на "зависающих" в Сети и на противящихся искушению (или не знающих, что таковое существует). Конечно же, Сеть - для экстравертов. И фотографии мы публикуем для того, чтобы их ПУБЛИЧНО обозревали (если не ставим, конечно, ограничения "для своих" или "для узкого круга").  Впрочем, остается процент лиц, интровертов по психологическому складу, которые Интернет все же тихонько ЧИТАЮТ. Но они себя и не выпячивают. И свои "фотки" тоже застенчиво хранят в личных архивах. 

 

 

 

В любом случае, ИДЕТ ПРОЦЕСС. Назову его "сетевым обменом изображений". Все-таки, фотографии, пусть и в небольшом разрешении, доступны нам без всякой платы (если не считать траффик). Зависая в Паутине, мы так же преумножаем чьи-то Социальные капиталы. А, может быть, даже и свои. 

Уместнее все же говорить не о политике, а об экономике фотографической деятельности. Все указанные мною выше "приказчики NN" от фотобыдлосферы - удачливые (или не очень) бизнесмены. "Социальный капитал" весьма эффективно конвертируется. Но что - те жалкие миллионы блогеров по сравнению с миллиардами и триллионами монстров фотографической индустрии! Чтобы создавать фотоконтент, нужны какие-то фотогаджеты. Чем популярнее будут ресурсы, на которые можно загрузить фотки, тем выше залетят графики продаж гаджетов.

 

 

 

Топ-блогеры - всего лишь душеприказчики, эдакие "Мефисто". То есть, думаете вы, автор намекает на кукловодов, режиссеров, спонсоров? Все несколько сложнее. Индустрия - более сложный организм, у него  вовсе не один мозг, а гораздо больше. Миллионы, миллиарды мозгов. Некоторые, возможно, склонны считать, что для мозгов там и места-то нет - их заняли калькуляторы. Однако, коммерция - это искусство. Глупо же заявлять, что Цукерберга в голове калькулятор вместо мозга.

Кто-то вписывается в систему, кто-то не очень - но в итоге одни вносят денежные средства, а другие оные принимают. Ведь по большому счету индустрия - громадная махина по выкачиванию денег.

Снова автор возвращается к Золотому Тельцу? Пожалуй что - да. Значительная часть участников фотографической деятельности занимается оной для чистого удовольствия. Таковых немало даже среди инстаграмщиков (хотя, большинство все же используют данный ресурс для со-общений). Но есть и такие, кто приумножает на фотолюбительских увлечениях капиталы. Каким образом? А все тем же: креатируя и раскручивая различные проекты. Не художественные, правда, но все же - творческие. 

 

 

 

Разработка грамотная, умная: дать людям инструмент для (практически) мгновенной публикации фотографических изображений, полученных при помощи айпеда, айфона или еще какого-нибудь хитрого гаджета. Вообще, такая опция предусмотрена и в Твиттере. Но там тебе не предлагают набор цифровых фильтров, имитирующих творческий процесс. К слову сказать, даже Фотошоп по сути своей - набор программок-фильтров. В Твиттере ты - журналист; в Инстаграме - фотохудожник. Или типа того. Ну, и хочется, конечно, чтобы тебя узнали другие люди. Тщеславие, вообще говоря - двигатель прогресса. Хотя, от тщеславия до гордыни - меньше полушага. 

Наверное, думаете вы, в фотографическом мире происходит нечто ужасное. Наподобие падения нравов в поздней Римской империи. На самом деле, весь ужас ситуации состоит лишь в том, ликвидирована граница между профессионалами и любителями. "Профессионально снимать" теперь - это купить дорогую камеру и найти на ней нужные кнопки. А купить таковую могут многие. Да: теперь все "танцуют на сцене". Кому не лениво, конечно. Случилась революция в искусстве как таковом: все стали художниками, создателями. И каждый мнит себя гением. Плохо ли это? Да нет - просто сменилась система ценностей. На митинги блогеры с фотоаппаратами ходят стаями, порой их даже больше, нежели митингующих. Потому что там как не сними - что-нибудь да выйдет. Для мнящих себя фотохудожниками созданы "фотохудожественные" ресурсы. Для любителей красивых открыток - Яндекс-фотки. Для всякого найдется своя ниша. А то, что на сцене бардак... ну, это издержки творческого плюрализма. К тому же, ну ее на фиг - эту сцену. Искусство шагнуло в массы и перемешалось с политикой. Что есть акция "Пусси райот" в храме Христа Спасителя? С точки зрения "пусек" - флеш-моб (или перфоманс - не знаю уж как точно определить...). С позиции правоохранительных органов - злостное хулиганство. А по большому счету - политический акт против Путина и Гундяева. Если суммировать точки зрения – пиар-акция. Теперь «пуськи» – несомненные звезды. По выходу с зоны график интервью будет расписан на месяцы вперед.

Да, балаган в мире еще тот. В том числе - и в мире творческой   фотографии. Возможно, все устаканится - то есть, из сливок талантиков собьется масло талантищ. Но давайте скажем себе честно: скучно тогда жить будет в мире. Тут тебе сцена, тут тебе зрительный зал... за пределами театра плебс культурно бухает. Не-е-ет... Балаган как-то прикольнее. 

Политика - серьезное дело. Но не изменить уже коммерческую составляющую. Пока живут на свете фотобыдляки - кому-это,  стало быть, с руки. "Продажи растут!" - вот "мэссэдж" радующий слух деятелей фоторынка. А кто эти деятели? Правильно: приказчики NN, умеющие вовремя сказать: "Я выбью дурь из ваших голов скорее вчерашнего хмеля! Главное - следите за движением моих рук..." И ведь следят.

 

 

 

Медиапространство как некая сущность не знает разделения на "Интернет", телевидение, радио (как эфирное, так и "сарафанное") или бумажные СМИ. Человеку потребно впитывать в себя информацию и обмениваться ею. Когда-то в качестве масс-медиа использовались наскальные рисунки, глашатаи, лубки. Люди вели дневники в тетрадках, писали письма. Что касается изливания творческой энергии - кто-то сочинял сказки, частушки, анекдоты. Вообще говоря, данный вид творчества называется "фольклором". У фольклорной культуры особенность: совершенно не важно, кто автор. Точнее, автор: "слова - народные, музыка - народная". В современном варианте автор не "народ", а "интернет". Часто по телевизору показывают ту или иную фотографию, комментируя: "Взято из Интернета". Простите уж меня за то, что я «Всемирную Паутину» пишу то с прописной, то со строчной. В разные написания я вкладываю определенный смысл.

Да: авторам обидно, что их не вычленяют из общей массы поставщиков контента, а обидно именуют "интернетом". Но такова правда: имеет место обезличивание. И часто ли мы следит за тем, оригинальны материал в тои или ином посте или это взято где-то на стороне? Это же неважно! В медиапространстве есть группа "медиумов", которые умеют привлекать внимание масс. Быдлосферу это устраивает. Приказчиков и хозяев - тоже, поскольку в быдло вбрасывается именно та информация, которая нужна, и в быдлообществе культивируются такие эстетические нормы, которые допускают уровень чуть выше плинтуса. Самостоятельно мыслить мы разучаемся, зато умеем применять готовые лекала. Ну, такое… ЕГЭ для взрослых – когда тебе предлагают готовые варианты ответов. К чему это приведет?

Очень к простому: независимо мыслящие люди, в которых не угас огонь творчества, эмигрируют в иные пространства. Быдлу достанется быдлосфера целиком. Примерно так же сейчас из России утекают мозги, страна же достается, мягко говоря, тем, кто покамест остается. Вы разве не заметили, что многие сбежали из ЖЖ? Сакраментальный вопрос - почему. Кое-кто сказал открытым текстом: быдло достало – вот тебе и вся философия. Оно достанет еще и в Фейсбуке, и в Инстаграме. А потом и еще где-нибудь. Не надейтесь: укрыться не дадут. И все больше в Сети появляется закрытых сообществ, своеобразных виртуальных катакомб…

Думаете, мой прог… Продолжение »

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz