Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

"ЦИРКАНУТЫЕ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 фотографии Геннадия Михеева; они представляют собою сканы с ч/б пленки


 


АНАТОМИЯ ЦИРКА

 

 

   Отгремела музыка под сводами шапито, артистов скрыл занавес. Цирк опустел. Но это только на первый взгляд. Жизнь здесь не утихает никогда.

 

Арена

 

   Она терпит все. Кроме разгильдяйства. Магический круг, укравший название у гладиаторских боен. Арена - первое, что видит в жизни цирковой ребенок. На ней влюбляются, бьются, даже гроб с умершим цирковым артистом обязательно приносят сюда. Мне повезло. Я увидел настоящую цирковую свадьбу. И, естественно, она игралась на арене.

   Действие проходило в Смоленске, под стенами древней крепости. Женились Таня Демина и Сережа Лавриченко. От обычных свадеб эту отличала только, пожалуй, скромность. Все - таки условия передвижного цирка не располагают к шику. На первый взгляд цирковые - такие же, как все люди. Так оно и есть, за исключением одного. Преданности своему делу. Наше время, как это не  парадоксально, кое в чем принесло пользу, а именно - освободило цирк от случайных людей. Остались только фанатики (в хорошем смысле этого слова), согласные работать за нищенскую зарплату. Таня (артистка кардебалета) и Сергей (рабочий сцены, но создает свой номер) получают по… в общем стыдно сказать, по сколько. Но даже не думают о том, что можно оставить арену. На глупый вопрос о том, что такое цирк, они ответят не задумавшись: «Это - жизнь».

 

«В цирке чудес не бывает»

 

   Это любимая поговорка Шатровых. Братья - близнецы Александр и Аркадий в программе работают семь номеров: эксцентрика с лошадью, воздушная гимнастика, номер с кнутами, дрессура медведя, обезьян, акробатика на шестах, номер с удавами. Практически Шатировы могут работать целое шоу. Они и «держат» всю программу. Вроде бы «железные люди», редкие уникумы. Но в цирке чудес не бывает. За всем этим стоит простая, банальная, поистине каторжная работа. Репетиции, починка реквизита, решение мелких, иногда идиотских проблем. К примеру, жена Александра иллюзионистка Ануш Акопян давно не может вернутся к своему «фирменному» трюку: из небольшого камня появляются поочередно разные предметы и бьет родник. Секрет трюка пускай останется тайной, но для работы нужен карлик. Один «маленький человек», который работал с Ануш, запил (что с карликами, особенно одинокими, бывает часто), еле уговорили другого, но и он вскоре ушел в номер «лилипуты - джигиты». Сейчас упорно ищут нового партнера и трюк «зависает».

   Мы привыкли смотреть на цирк, как на легкий жанр и, если афиша гласит: «Уникальный аттракцион с хищными обезьянами - гамадрилами», только улыбнемся: обычный, мол, рекламный трюк. Но во всем мире с гамадрилами - самцами работают только Шатировы. Это действительно страшный зверь, укротить которого до конца невозможно. Стадное животное, в природе способное повалить быка, и даже льва. Шрамов на телах братьев не меряно. Случались инциденты и с драматическими последствиями. В Питере гамадрил по кличке Стеля не захотел уходить со сцены «домой», и узрел опасность в Аркадии. Надо сказать, этот примат не боится человека, а дрессировщика считает соперником. Стеля моментально подскочил к Аркадию и зубами, а они у него, как у волкодава, пробил ему коленную чашечку. Следующим движением он бы спокойно оторвал голень, но Аркадий неимоверным усилием смог увернуться. Но это еще не все. Животное обязательно надо подчинить. Шатиров вышел за кулису, обмотал колено тряпкой, доработал номер, загнал Стелю в клетку - и уже по дороге в травмопункт потерял сознание. Следующий месяц провел в реанимации. Или еще. В одном из трюков гамадрил выбегает за арену и ворует у зрительницы сумку. Женщина, сидевшая на подсадке (она же их кормит) решила проявить больше внимания к обезьянам. Пожалела, что ли, хотя ей категорически запрещали делать это. И в результате гамадрил... влюбился в нее. Всюду искал ее, звал даже и однажды во время представления - схватил свою кормилицу и попытался изнасиловать (в Африке стада этих приматов часто похищают из деревень женщин, физически половой контакт невозможен, заканчивается же все кровавой вакханалией). Женщину, слава Богу, отбили, но следующие подсадки были уже умнее...

   У Шатировых есть макак Гоша. В Италии его прозвали «Великолепный». Обезьяна работает семь минут (менее талантливые ее соплеменники - две минуты). За одно выступление с Гошей в ночном клубе платят 500 евро. Однако им интереснее почти задаром работать целое шоу. Почему? И опять напрашивается только один ответ: в этом их жизнь.

 

Мы

 

   В нашем чудесном государстве, которое и само в чем-то цирк, оказывается, самый трудный цирковой зритель. В Европе люди, идя в цирк , уже и настроены на радость. Нас же - считают артисты - весьма трудно раскачать. Все мы в думах о чем-то, да в перманентной готовности к подвоху. Но, как говориться, не мы такие, а жизнь.

   Когда Шатировы гастролировали в Костроме, приходилось выезжать в совхозы по причине того, что... у людей не было денег на автобус до города. У входа в клуб сидела особая «тройка» из директора, председателя сельсовета и бухгалтера - выдавали крестьянам по списку десятки. Детям на сладости.

   Артисты до представления, в антракте и после, не снимая грима, торгуют сувенирами - поролоновыми носами и ушами. И сами над собою смеются: «Что, спекулянт, фарцевать пошел?». Лично мне это показалось немного унизительным. Представьте: гимнастка, только что совершавшая смертельный полет под куполом, предлагает вам купить «уйди - уйди» или прокатиться на ламе. С другой стороны, в этом есть какое-то единение бедного артиста с бедным зрителем (сильные мира сего вряд ли снизойдут до цирка Шапито). Такой вот печальный срез нашей жизни.

 

Их мир

 

   Почему супружеские пары в цирке образуются между цирковыми - это понятно. Они живут здесь как в заповеднике, в некоем государстве в государстве. Быт вагончиков для них - самая естественная среда, в которой они и варятся. Удивляла меня удивительная доброжелательность цирковых. Меня все приглашали к себе, делились своей скромной трапезой, не скрывали не одного секрета, но...

   На прощание я решил в последний раз погладить по холке ламу по кличке Маша. Маша смачно плюнула мне в лицо. По счастью, она не успела накопить достаточного количества слюны, но и такого плевка хватило, чтобы понять: это их мир. И каким бы я клевым парнем ни был, сколько бы не выпил с цирковыми (себя они в шутку и беззлобно именуют "цирканутыми")  все равно он  будет закрыт для меня. Тайны трюков и сермяжная цирковая правда - лишь легкая дымка над поверхностью океана. И, чтобы постичь глубину, надо просто жить этим. Поэтому они не лукавят, когда говорят, что цирк - это жизнь.

 

Клоун и красавица

 

   Валере Такташкину было десять лет, когда он перемахнул через забор приехавшего в его родной Ульяновск цирка Шапито. Пацана поймали и захотели было с позором выпроводить, но Валерка взмолился: «Дяденьки, не гоните, дайте хоть разок цирк посмотреть!». Он просто бредил цирком и мечтал стать артистом. Слово за слово - договорились, что Валера придет завтра и покажет, на что способен.

   Следующий день стал для Валеры судьбоносным. Придя в цирк, он остался в нем навсегда. Стечение обстоятельств: группе узбеков - акробатов на верблюдах Кудыргулян как раз нужен был «верхний», то есть легкий юноша, работающий на самом верху пирамиды. То, что Валерка был русским, значения не имело - в группе и так не было ни одного узбека. Тот «узбек», который поймал мальчишку, носил фамилию Зальцберг, кстати, он, как и Такташкин, стал впоследствии коверным.

   Существует распространенное заблуждение, что клоун в цирке - стоящее на особом месте амплуа, и коверным рождаются. В большинстве случаев в клоуны идут умудренные опытом артисты, бывшие акробаты или жонглеры, в силу обстоятельств не могущие работать свои номера. В основном из-за травм. Семнадцать лет Такташкин прыгал по верблюдам, а потом ушел джигитом в группу Александровых-Серж.

   У Наташи Догадиной первый опыт общения с цирком был неудачен. Однажды ей стало тоскливо жить, сидючи в родном Магнитогорске, и она попросилась рабочей по уходу за животными в проезжий цирк. В Омске директор выгнал ее на улицу без гроша, узнав, что Наташе семнадцать - не положено, мол. Кое-как она вернулась домой и стала прибирать за зверьми в местном зоопарке. А звери были хищниками. Так вышло, что она оказалась единственной непьющей среди служителей и по этой причине сделали ее бригадиром. Правда, Натальино бригадирство заключалось в том, что «бригада» ее «отрывалась» где-нибудь в каптерке, а «старшая» в одиночку, без страховки красила клетки со львами и тиграми. Приходилось часами делить клетку с царями зверей, но они ее не трогали. Может быть, чувствовали в долговязой дурнушке силу добра...

   Но Наташкина карьера в зоопарке закончилась быстро. Не любила она воров и, видя, как в наглую начальство печатает и продает «левые» билеты, попыталась, как «девушка с характером» из старинного фильма, искать правды в столице. В жизни все кончается иначе, чем в кино, в общем, вновь наша героиня оказалась на улице. Но оставались цирковые связи и попала Наташа в группу жонглеров на лошадях - ухаживать за этими самыми лошадьми. И вот однажды на гастролях в Перми... Но пусть об этом поведает сама Наташа:

 - …Приехали мы в Пермь, а там «Сержи», красавцы - джигиты. А я, как бомж, одета - не пойми в чем. Ходила в валенках, в телогрейке, платком перевязывалась. Иду в гостинице по коридору, а навстречу мне один из джигитов. Смотрит на меня так  восхищенно и счастливо снизу вверх. Помню, сказал еще что-то, так и разошлись. А я еще с ожогом первой степени… в товарняке кипятком обожглась. До этого же я одна с лошадьми в товарном вагоне из Симферополя в Пермь переезжала. Вы знаете, про такие путешествия можно триллеры снимать... У цирковых обычно в первый день посиделки устраивают, так вот тогда Валера мне не понравился. А на следующий день он прибегает ко мне на конюшню. Представляете себе: артист, джигит - приходит на конюшню и говорит, да еще громко так, чтобы все слышали: «Наташа, мол, прости, если что не так». Просто фантастика! Ну, тогда я ему улыбнулась благосклонно. А вот через пару недель мой день рождения, восемнадцатилетние. И он остался у меня. На ночь и навсегда. Знаете, я ведь была так неуверенна в себе, и вообще ужасна, даже не представляла, как со мной можно дело иметь. И вдруг ко мне приходит артист, извиняется при всех... Руководитель жонглеров на лошадях Бараненко, когда увольнялась, отговаривал все: «Тебя же он бросит через месяц, все они такие!». Мы ведь с Валерой до сих пор не расписаны. Валера не может развестись со своей бывшей женой, никак не доедет до Краснодара, она у него там. У него от двух первых жен детей не было. Он даже физически от этого страдал, думал, в нем изъян какой-то, даже сердце болело постоянно. Но вот когда появилась Юлька - немощи, как рукой сняло...

   Цирковая шутка: если акробат утром проснулся и у него ничего не болит - значит, он умер. В очень короткий промежуток времени Валерий выбил обе руки, так что ему в плечи, как Железному дровосеку, поставили металлические штыри. Казалось, цирк надо бросать. Но цирковой Бог на сей раз помог: клоун Миша Шестернин взял его в партнеры. И он с новым именем «Валери» укатил на гастроли в Корею. Наташа в это время лежала в роддоме. Все говорили: «Ну что, поматросил твой циркач? Ищи теперь ветра...». А Валера звонил каждый день, жуткие деньги на телефон просаживал. А когда родилась Юлька - летел, сломя голову, домой - как на крыльях.

   Роли домохозяйки Наташе хватило на полгода. Сидеть на месте и ничего не делать, оказалось, не по ней. Тоска брала лютая. Стали они с Валерой думать, с какой стороны ей вновь подступиться к цирку. Решили: работать будет номер «йога» (танец на битом стекле, трюки с огнем). Это сейчас Наталья смеется: никаких, мол, трудностей в йоге нет, главное победить психологический барьер - не думать об опасности. Но сколько было порезов и случайно проглоченного керосина! Сегодня в номере «Восточные мотивы» она выходит, как цирковая принцесса. А те, кто впервые узнает, что у клоуна такая красавица жена - поначалу не верят (тем более что она намного ваше Валеры), а потом, возможно, и завидуют...

С первого взгляда видно, как они счастливы. Даже в суровых бытовых условиях передвижного цирка. Юльке уже четыре года, и другой жизни, кроме бытия в вагончиках, она и не знает (такова судьба цирковых детей). Она каждый раз, когда мама работает свой номер, бросает все игры и бежит под своды Шапито - посмотреть. Любимая ее игрушка - кукла Барби: она потрясающе похожа на Юлькину маму. А вот папино амплуа ей не нравится (какому же ребенку понравится, когда отец придуривается, хоть и работа у него такая…). Она понимает это по-своему. Тот клоун Валери не совсем папа, а вот когда он  смоет вечером грим - папа возвращается вновь. К тому же настоящий папа редко улыбается. Очень редко…

   -Это от работы. - Оправдывается Валерий. - Вот считается, что клоуны в жизни мрачные люди. Это совсем не так. Просто смеяться, дурачиться на протяжении всего представления очень трудно. На зрителя выходишь - и вне зависимости от того, болит ли у тебя что, или неприятности, его надо раскачать. Поэтому постоянно надо копить эмоции...

   Знаете, мне кажется, что жизнь Наташи, Валерия и Юльки построена таким образом, что счастливы они будут везде и всегда. И все получилось бы именно так, как получилось, даже, если бы десятилетний мальчик однажды не перепрыгнул через забор цирка, и двое не встретились в коридоре. Но может быть, я идеализирую моих героев? Пусть каждый из Вас решит по-своему...

 

Геннадий Михеев

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz