Ловцу частичек бытия
Спальный район
Теперь хочу поговорить о проблеме, которая беспокоит меня в последний год. Она непосредственно касается фотографической выразительности. Какие группы объектов мы до этого рассматривали: деревья, травы, храм, улица, площадь, метрополитен, село. Если говорить начистоту, они красивы и сами по себе выразительны. Нужно потратить минимум усилий, дабы передать всю прелесть того же метро. Поверьте, ежели ту же "Площадь Революции" ярко осветить (а данная станция одна из самых мрачных в московской подземке), она будет смотреться величественным твореньем, подлинным шедевром мировой архитектуры. Но ведь не освещают, негодяи...
Немало сил надо растратить на обратное: показать те же объекты в ужасном свете, как апофеоз кошмара. Для этого надо обладать недюжинным талантом. Известно, кстати: гения может сыграть и посредственный актер, а вот злодея - так, чтобы мороз по коже - сыграет разве что выдающийся маэстро. Так же и в фотографии. Скверный, неопытный фотограф способен снять прекрасное просто невыразительно. Талантище тако-о-ое понатворит!
Даже обычные стаканы по-своему прекрасны, что мы и пытались показать при помощи выразительных средств фотографии. Повторю банальность: фотография может из прекрасного сделать ужасное и наоборот. Все зависит от воли и мастерства автора, а так же от богатства арсенала стедств, коими он обладает.
Теперь, собственно, сформулирую свою проблему. Около года я работаю над чисто фотографической темой, которую я обозвал: "Спальный район". Из названия уже все ясно. Работа продвигается тяжело, я пока еще не нащупал "нерва", "изюминки" темы. Сейчас хочу вместе с вами порассуждать, показать часть материала. Может, публичность поможет выйти из кризиса?
Помню, данной темой лет двадцать назад увлекся Павел Кривцов. Я видел ее "зачатки" (преимущественно Пал Палыч снимал бабулек, кучкующихся у подъездов), и, как я понял тема завершена не была. Павел Кривцов проживает в одном из безликих спальных районов Москвы, Бескудниково. Как Художник Пал Палыч не может не осмысливать эдакую визуальную среду. Это очень важно, ведь в подобном кошмаре, то есть, в спальных районах, проживает значительная (если не подавляющая...) часть россиян. Без сомнения, типовые "гетто" каким-то образом влияют на человеческую психику. За относительный комфорт, освобождение от забот по собственному жизнеобеспечению, люди расплачиваются, вероятно, частью душевного спокойствия.
Не могу не вернуться к "депрессивному" видеоряду с Пинеги от Эмиля Гатауллина. Художник видит эти неспокойствие, смятенность – как в облике деревень, так и в деревенских обитателях. Вспоминается Рубцов: "Смотрел, задумавшись, и я, привычным взглядом озирая зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края..." К слову, Эмиль - москвич. По всей видимости, всякая дисгармония - порождение прежде всего конкретной личности, а уже потом - свойств среды, в которой человек проживает. Хотя, по большому счету, все в нашем мире взаимосвязано. Достоевский не случайно поместил своего Раскольникова в среду мегаполиса. Район Сенной в середине позапрошлого века в глазах петербуржцев являлся таким же нагромождением безликих многоэтажных "крольчатников", каковыми являются нынешние спальные районы - кстати, и того же Петербурга.
По крайней мере, вдохновение в спальных районах мало кто черпает. Точнее, позитивную часть оного. Отмечу одну лингвистическую параллель. Очень часто говорят о "провинциальном сне" который обволакивает маленькие городки и поселки. Если не праздничный день, одноэтажная Россия будто погружена в летаргический сон. Да и Россия ли только... Городские окраины называются "спальными" не в метафизическом смысле, а буквально: люди просыпаются в своих клетушках, едут на работу, а вечером возвращаются, чтобы посмотреть "зомбоящик" и завалиться спать. Посылы у одноэтажной и многоэтажной Россий разные, но слово "сон" все же фигурирует ВЕЗДЕ.
Что же, приступим к видеоряду. Замечу: каждая фотография, которую я здесь представлю, может быть так и подписана: "Спальный район". Так же как и фотографии из других серий: "Храм", "Красная площадь", "Арбат", "Метро" Etс. Они, эти фотографические произведения, могут являться самостоятельными творениями либо частью серий. Однако, факт: каждое отдельное изображение должно в той или иной степени соответствовать заявленной теме. Для меня загадка, что многие об этой банальной истине забывают. Я, кстати, не исключение. Не в первый раз подчеркну: снова я не буду экспериментировать с переводом в ч/б. Если тебе интересен данный опыт - лиши изображения цвета сам и посмотри, насколько изменится впечатление.
Итак, вот спальный район, вид с высоты птичьего полета (если быть точнее, снято с вертолета):
Продолжение