Ловцу частичек бытия
Главная площадь планеты Пандора
Бертольд Брехт когда-то выдумал теорию очуждения. Там все просто. Мы живем в довольно тесных рамках стереотипов, отчего весьма ограничиваются наши возможности, в том числе - возможности духовного роста. Вещи, люди, прочие существа или явления нами понимаются ограниченно. Примеры: тараканы - паразиты, водка - зло, Путин - диктатор, фотография - искусство и т.п. Не слишком комфортно для психики воспринимать реальность в полутонах и в натуральных цветах (например, сталинский режим понимать как исключительно царство тоталитаризма), но люди мыслящие все же приучаются судить "pro et contra", взвешивая факты и делая самостоятельные выводы. Да, это трудно, необходимо заставлять свой мозг работать. Но, исключив заранее приготовленные (кем-то?) удобоваримые схемы, мы приобретаем шанс испытать великое счастье открытия. Его вероятность, честно говоря, не слишком высока. Но она все же есть, а открытие – великое все же счастье.
Это касается не только "весов истории". В искусстве так же приемлем принцип полутонов. Причем, в искусстве легче, нежели в науке, ибо мы можем положиться не на набор фактов (которые несложно подтасовать), а на собственные чувства и ощущения. "Остранение" - это отдаление от объекта, попытка представить его странным, незнакомым. Художник становится "инопланетянином", впервые увидевшим ЭТО и тщащимся понять ЕГО смысл и предназначение.
Близко по смыслу слово "очуждение", однако, оно неверно передает суть процесса, обо то, что нам чуждо, не пробуждает в нас эмоций. Ныне модная брутальность как раз и зиждется на очуждении. Неплохой пример - фильм Кемерона "Аватар": группа землян видит в чужой планете источник ресурсов, аборигены же являются препятствием к их добыче. И только один человек проникается особенностями малоизученной цивилизации На'ви и пытается понять...
В творческой фотографии, в особенности в тревел-фото, очень часто бывает так, что автор попадает в совершенно чуждую ему среду. В совсем уж дикие места, население которых неадекватно, фотографы, как правило, не суются. Ну, разве только, в сопровождении охраны, желательно, вооруженной. Ну и, естественно, путешествующий фотограф изучает нравы населения, выясняя прежде всего, не является ли в очередном "зоопарке" фотографическая съемка табу. Я не случайно применил слово "зоопарк": мы зачастую даже в деревню, лежащую в ближайшем пригороде, приезжаем как в экзотическую страну. Разве вы не наблюдали "крутых" фотографов, вооруженных новейшими... нет, не стрелялками да пулялками, а фотогаджетами, которые таскаются по весям яко Рембо? Не встречали подобных монстров? А я, дак, - много раз. Они мне всегда напоминают высокопрофессионального борца с паразитами из фильма "Мышиная охота".
Но мы, собственно, не обязаны постигать чуждый нам мир. Наша задача - создать ряд фотографических произведений, желательно - выдающихся. И, поверьте, художественное качество фоторабот мало будет зависеть от уровня твоего познания планеты Пандоры. Ну, или любого другого мира. От чего же - тогда? Оригинален не буду: от умения внятно фотографически выражаться.
Однако, всякий художник, в том числе и творчески мотивированный фотограф, обязательно в своих твореньях выразит личное отношение к объектам, людям или явлениям, которые он имел честь наблюдать и фиксировать. Порой, даже психоаналитик не нужен, чтобы не только раскрыть по работам автора его личностные характеристики, но даже понять, что он на самом деле думает - как о тех, кого он снимает, так и о мире вообще. Собственно, все большие художники как раз и отличаются умением четко выразить свое отношение к объекту. Небольшие художники тоже могут, но получается это у них коряво и нерегулярно. (Позволю себе фривольное сравнение: хороший и плохой любовники отличаются примерно тем же.)
А вот профессиональный фотограф (по крайней мере, фотожурналист) выражает в фотоработах отношение к данному объекту... заказчика. В это он сродни, простите, проститутке. Впрочем, не я ведь выдумал, что журналистика - вторая древнейшая профессия. Поступил заказ: сделать репортаж о том, что племя Оматикайя - сборище отвратительных уродов, пожирающих своих детей. Ну, и... "лабают пацаны правельный контент". Последствия? Ну, ежели задумываться о всяких заморочках, жалелки не хватит. Профи должен исполнять заказ, а не рассуждать о смысле и прочих философиях. Так же как, к примеру, палач.
Теперь обратимся к очередному объекту. Им станет главная площадь нашей самой большой на планете Земля страны. Попробуем применить теорию оостранения на практике. Представим, что мы прилетели на таинственную планету Гея, и попали на одну из площадей в этот момент: