24 августа 2010
Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…
26 сентября 2010
Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1
13 октября 2010
...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …
19 ноября 2010
Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …
25 ноября 2010
Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …
30 ноября 2010
...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…
15 января 2011
Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…
12 мая 2011
ДОБАВЛЕНА полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"
31 мая 2011
ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ
Очарование черно-белой фотографии
...Но слишком яркий свет столь же
неудобен, как и недостаточен. Светотень -
вот что требуется, чтобы увидать
необходимое.
Кристоф Виланд
Луи Деллюк писал: «Конечно, не нужно показывать эти строки фотографу, а особенно кинофотографу. Что он скажет? Представьте себе, я жалею его за то, что он с таким ребяческим жаром мечтает об ореоле. «Перед камерой не ставят белых предметов», - гласит закон этих господ. Нет хороших законов. Самые уродливые из них следует нарушать. Ну, так нарушайте же и этот время от времени. Это вовсе не значит, что нужно устанавливать противоположный закон. Но белый цвет, ох! Они и не знают всего, что он может привнести и в области сочетаний черного и белого...»
Природа (не знаю: к сожалению или к великой радости) живет по своим, не до конца нами понятым законам; она окрашивает формы бесконечно разнообразно, но в соответствии с правилами. Мы с тупой регулярностью пытаемся отрицать природные законы и цветная фотография - одно из таких отрицаний.
В сущности, абстрагирование от цвета - одна из форм «очеловечивания» природы. Наверное, в «человечности» скрывается милая сила черно-белой фотографии. Такие фото выигрывают в экспрессивности. И не только в этом.
Сейчас модно стилизовать под «ретро» кинофильмы. Прием простой: черно-белая (или тонированная под сепию) пленка плюс объектив со светорассеивающим фильтром. То же самое происходит и в фотографии. Но только ли в «ретро» дело? Здесь есть еще одна, более глубокая подоплека. Дело в том, что ребенок до определенного возраста не различает цвета.
Ученые досконально все исследовали и пришли к следующим выводам. Острота зрения 3-месячного ребенка чрезвычайно низка и составляет 0,001-0,005 от ее нормы. К нормальным величинам она поднимается лишь к 3-4 годам. Первым ребенок различает красный и происходит это в среднем в 14 месяцев у девочек и в 16 - у мальчиков. Потом, через 2 месяца, появляется ощущение зеленого и еще через столько же - синего. Заканчивается становление цветоощущения (опять же, в среднем) в 7,5 лет у девочек и в 8 - у мальчиков.
Может быть, по этой причине бесцветные и нерезкие фотографии вызывают у нас какие-то смутные, но немного приятные чувства? Ну как здесь не вспомнить «дилетантские» произведения Джулии Камерон! Из снимков, некогда потрясших мое воображение, могу привести в пример фото Витаса Луцкуса «Детство»: малыш вцепился в задник телеги, которая будто бы несется прочь (не знаю, ехала ли она на самом деле, но зрительно кажется именно так), он оглянулся на фотографа и... в общем, ощущение такое, что это твое детство уносится в небытие! То, что снимок именно черно-белый и именно нерезкий, настолько усиливает впечатление, что даже не задумываешься о якобы техническом несовершенстве карточки. Но опять же замечу: перед нами всего-навсего технический прием.
В книге, в которой я увидел этот снимок ( В. Демин «Цветение земли. Книга о тринадцати литовских фотографах»; цитату из нее я уже приводил выше) я нашел такое высказывание Луцкуса: «Любительский снимок вечен. Он говорит нам о том, что в век электронной аппаратуры человек по-прежнему чувствует любовь, боль и ненависть. Искусство фотографии дышит не формой, а фактологией, которая жива сознанием миллионов. Задача профессионала - художественно обобщить то, как снимают в народе».
Еще одна отличительная черта фотографии - любовь к поверхностям, к фактурам. Фотоаппарат просто замечательный прибор для фиксации мельчайших деталей. В конечном счете, видимый мир и раскрывается нам только поверхностями, за исключением прозрачных предметов, так, кстати, любимых фотографами.
Механически абстрагируясь от объема, фотография пытается создать его иллюзию (как глупо к техническому средству применить слово «пытается», но лучшего не придумаешь!). В этом фотография сродни графическому искусству. Сущность графики - в колебании восприятия между пространственной иллюзией и знаком; некоторый намек на знак есть и в фотографии, причем, в черно-белой, - в большей степени. Именно поэтому черно-белая фотография очень близка к изобразительному искусству и именно поэтому ее так любят «продвинутые» фотографы.
С. М. Эйзенштейн
Мемуары
Цвет
Цвет. Чистый. Яркий. Звонкий. Звенящий.
Когда я полюбил его? Где?
Пожалуй, в Вологде.
Точнее, в Вологодской губернии.
Еще точнее, в местечке Вожега.
Там, куда меня закинула гражданская война.
Ослепительный снег.
На снегу бабы.
На бабах медового цвета полушубки с выпушками.
Валенки.
Между полушубком и валенками — полоса сарафана.
Шерстяного. Полосатого.
В беспощадно цветастых вертикальных полосах.
Лиловый. Оранжевый. Красный. Зеленый.
Перебивка — белый.
И снова.
Голубой. Желтый. Фиолетовый. Малиновый.
Истертые. Выгоревшие. Поеденные молью.
Подушкой на плетеном кресле.
Скатертью на столе.
Четверть века спустя образцы их все еще рядом со мной.
С ними сплелись не менее беспощадные полосы мексиканских
сарап.
В них горит неиссякаемый жар тропиков, [в то время] как фо-
ном к тем искрились кристаллы белых морозов.
Плотоядно-розовый сплетается с голубым. Желтый сцепляется
с зеленым. Зигзагами бежит коричневый, отделяясь ступенча-
тым белым от глубокого индиго.
Может быть, прелюдией к варварской радости от чистых кра-
сок вологодских сарафанов были когда-то чистые краски икон-
ных досок.
Если уж мы и начали говорить о фотографии, как о светописи, то неплохо было бы коснуться того, что участвует в рождении фотоизображении в физическом смысле. По большому счету, тема эта скучна и вообще, свет - только участник процесса фиксации. Есть более значимые вещи, обратиться к которым не мешало бы.
Есть довольно непонятный феномен. Несмотря на внушительное развитие технологии, в чести остается черно-белая фотография. Вплоть до того, что большими тиражами изготавливается ч/б пленка, к тому же относительно недавно несколько фирм сразу стали выпускать такую пленку с проявкой по процессу «С-41». Нельзя сказать, что фотолюбители покупают это, но профессионалы очень любят снимать на ч/б, а любители просто любуются бесцветными карточками. По этому поводу, кстати, любят разглагольствовать не только профессионалы, но и люди, весьма далекие от фотографической деятельности. Речь идет, конечно, не о тусклых отпечатках в газетах, но о качественной фотографии в «глянцевых» журналах.
Аргумент дилетантов прост: на черно-белом фото «глаз отдыхает». Один мой знакомый (художник) любит говорить, что черно-белая фотография ему ближе по причине того, что в ней... больше свободы. С одной стороны, такое утверждение кажется глупым: любое дополнительное средство выражения только прибавляет свободы. Сам я не совсем понимаю смысл этой сентенции, но вполне могу сделать скидку на то, что мой друг - художник и у него на сей счет имеются свои соображения. Может быть, фотография без цвета ему больше напоминает произведение графического искусства, в каковых он понимает больше, чем в фото. А, возможно, здесь загадка, сложенная из многих неизвестных. Кое-что из этих неизвестных я, кстати, попытался высветить (простите мне мою нескромность).
Для начала замечу: субъективно черно-белая фотография более близка к «светописи», нежели цветная. Хотя бы, потому, что второе можно было бы назвать «цветописью» (что и есть на самом деле, поскольку цветная пленка состоит из слоев, каждый из которых реагирует на «свой» цвет).
Ролан Барт фотографию определял довольно забавно: «образ выявленный, выделенный, смонтированный, выжатый, как лимонный сок под воздействием света». Про цвет в фотографии философ замечает: «...в фотографии в целом цвет точно так же как штукатурка, post factum, наложился на изначальную истину Черно-Белой фотографии. На мой взгляд, Цвет в фото - это как накладные волосы и румяна, которыми раскрашивают покойников».
Если мы и тянемся за красотой, то только до определенного предела. Противоречивая человеческая натура ищет не только правду, покой и смысл, но и дисгармонию. Дисгармонична натуралистическая фотография (типа трупов в бытовых сценках). Но многие, преодолевая отвращение, смотрят на это. Помню, каким успехом среди молодых людей обоего пола в свое время пользовался атлас по судебной медицине (времена были такие, когда в Интернете не «паслись» мерзостные форумы, как, впрочем, не было и самого Интернета), а всякие непристойности можно было найти лишь в таких вот «атласах».
Такое сомнительное препровождение времени позволял себе и я, грешный. Уверен: не от садистских наклонностей и не из-за фрейдистских комплексов. Думаю, на это «неблаговидное» действо в большей степени толкала меня элементарная жажда познания бытия. Просто любопытно: «а как же это выглядит»?
И здесь раскрывается феномен: если черно-белые изображения разнообразных кровавых уродств еще можно более-менее перенести, то цветные у большинства могут вызвать настоящий шок, а то и помутнение сознания. Все оттого, что цвет имеет психологическое воздействие.
Еще о феноменах. Немало на свете дальтоников и живут они, не испытывая сколько-нибудь серьезных затруднений, особенно, духовного порядка. Специфическое затруднение, связанное с вождением автомобиля, скорее - исключение, хотя многие дальтоники умудряются обманывать медиков и получают полноценные водительские права. Получается, способность различать цвета - далеко на самая главный из человеческих даров.
Далее. Цветные сны не так часты (у сильной половины человечества они вообще редкость) и анализ их показывает, что объекты наших реминисценций окрашены в зависимости от отношений субъекта к ним. То же самое относится к цветам воспоминаний: они явно условны и (опять же, в большей степени у мужчин) при попытке вспомнить, какого цвета был тот или иной предмет, человек чаще ошибается, чем угадывает. Дети с присущей им непосредственностью в своих, без сомнения, гениальных рисунках отражают личный, ни на что не похожий цветовой мир, между прочим, с чувством абсолютной убежденности в его истинности. Я уж промолчу про современную живопись «взрослых»: там все настолько перепутано, что можно подумать, будто человечество в своем понимании условностей так называемой «объективной реальности» зашли слишком уж далеко.
Пора резюмировать: цветовая информация условна и субъективна. Но может, тогда объективны просто свет и тень?
Немец Жан Поль как-то изрек: «Метафоры всех народов, эти очеловечивания природы в языке, подобны друг другу, и никто не именует заблуждение светом и истину тьмою». Писатель ошибался. В отношении разных народов к тьме и свету все-таки имеются различия. На Востоке тень (но не тьма!) имеет положительный смысл. Не на всем, конечно, Востоке, но, хотя бы, в регионах, где силен буддизм. Многие философии подчеркивают, что свет, как мировой символ, опосредствован тенью и находится с ней в непрерывной диалектической игре. От этого образуются многочисленные оттенки, которые в европейской культуре именуются полутонами.
Антон Чехов однажды заметил (в письме Ольге Книппер), что «да здравствует свет и да погибнет тьма!» - ханжеское лицемерие всех отсталых, ни имеющих слуха и бессильных.
Психологами (точнее, учеными, исследующими зрительное восприятие) давно уже доказано, что в природе нет линии. Ее создает зрение. «линия» для зрения - всего лишь соприкосновение световых полей, и мозг только подчеркивает эту границу. Если линия и цвет субъективны, то полутона вполне объективны, а, значит, они имеют больше прав на истину. Вот, откуда это выражение: «глаз отдыхает»?
Есть еще одна ловушка в восприятии цвета: метамерность. Если кто не знает, метамерность - психологическое ощущение одинаковости цветов, в то время как они имеют разный спектральный состав. Тупая объективность фотокамеры и пленки (или любого другого светочувствительного слоя) позволяет воспроизвести нечто подобное реальному цвету объекта.
продолжение