Человечество против фотографии
А теперь обратимся к теме, которую необходимо обсудить прежде всего. Он касается взаимоотношений человечества и фотографии, которые весьма непросты. Ролан Барт не случайно разделил людей на делающих фотографию, претерпевающих ее и разглядывающих. Один человек в разные моменты времени может пребывать в каждой из трех ролей и для всякого положения у него найдется своя позиция. Самая сложная позиция - у «претерпевающих».
Говорят, что вся съемка папарацци, которая ими была сделана на месте гибели принцессы Дианы, была конфискована полицией. Есть соответствующие съемки, произведенные полицейскими фотографами - пусть, не умирающей Дианы, но мертвой. Жуткое зрелище, наверное! Так вот, что я думаю: все это наверняка хранится в соответствующих архивах и настанет время, когда... Современное общество, конечно не настолько больно, чтобы жаждать крови, но есть, наверное, такие «желтые» издания, которые готовы заплатить за подобные фото приличные деньги. Думаете, порочны журналисты одного из таких изданий? В какой-то мере, наверное, да, но это будет сделано (если будет) только для того, чтобы поднять или поддержать тираж, а, значит, есть люди, которые не прочь посмотреть на такое. (Вынужден констатировать: опубликовали, подлецы! Действительно, жуткое фото…)
Кстати, гибель принцессы принесла несомненную пользу русскому языку: в него вошло новое слово «папараццы». Мало кто помнит, что это имя препротивнейшего персонажа фильма Феллини «Сладкая жизнь», но каждый теперь знает, что папарацци - овратительная, но все же романтичная профессия.
Помните знаменитый снимок Роберта Капа «Смерть республиканца»? Там тоже, между прочим, изображен умирающий человек, и, тем не менее, фото вошло во все онтологии по истории фотографии. У советского фотографа Анатолия Гаранина есть такой же снимок («Жизнь за Родину»), тоже, между прочим, вошедший в золотой фонд отечественной фотографии. Так вот, вырисовывается двойной стандарт: эти два мужчины достойны того, чтобы была запечатлена их смерть, а Диана - не достойна. Вот ведь как сложно жить человечеству...
Разве может быть прекрасна смерть? Если следовать логике, да: на снимках военных фотографов бойцы погибают действительно красиво, почти в полете. Но это же люди! Или они не люди вовсе, а фотоплакаты, имеющие целью пропагандировать героизм?
Еще один пример. В 1967 году боливийские власти передали прессе фотографию трупа Эрнесто Че Гевары. Естественно, преследовались политические цели, в противном случае популярный в народе экстремальный революционер рисковал перейти в область мифа, в котором он оставался бы вечным и неуловимым (как известно, мертвый герой страшнее живого). Карточка, вопреки ожиданиям властей, произвела на общество противоположное действие. На фотографии труп товарища Че очень красиво лежал на носилках на вершине цементной тумбы в окружении военных и журналистов. Убитый смотрелся как Христос в окружении апостолов, любой нормальный человек мог только пожалеть его, и потому снимок явился сенсацией года и был растиражирован буквально по всему миру, что явилось дополнительным «камнем» в создание образа «нового Робин Гуда» всего человечества.
Да что это я все про трупы, да про трупы... Пускай фотография по самой своей природе близка к смерти, больше все-таки в поле зрения объективов попадают живые люди. Приведу заметочку из газеты «Труд» от 19 октября 2000 года:
«Жареное» стоит дорого
Некая Джина Белл шествовала с экскурсией по лесистым холмам Огайо, а один мужчина, шедший сзади нее, несколько раз наклонял свою камеру так, чтобы снимать все, что было у нее под платьем. Возмущенная до крайности Джина обратилась к властям с требованием «принять серьезные меры». И те приняли. Поскольку жалоб на охотников за «жареными» кадрами и до того поступало множество, власти сразу двух штатов - Огайо и Калифорнии - приняли суровый закон. Он запрещает всякую любительскую видео - и фотосъемку на улицах и в общественных местах без согласия на то в них участвующих. Нарушение карается штрафом от 500 до 1000 долларов - если полицейский засек вас при попытке сфотографировать или снять на видео кого-нибудь вопреки его желанию. Если же кто-то случайно или не случайно попадет к вам в кадр и решит подать жалобу на это, то вместо штрафа - 6 месяцев тюрьмы. Советник губернатора Калифорнии счел необходимым специально довести новый закон до сведения русских туристов, которые, по его словам, чаще всего охотятся за «сенсационными» кадрами.
Откуда в людях такой страх перед фотокамерой? Казалось бы, пусть себе снимают те, кому это интересно (если, конечно, под юбку не заглядывают)...
Фотография породила ныне популярную, но не совсем понятную профессию: модель. В цех фотомоделей или топ-моделей, происходит своеобразный селекционный отбор с громадным количеством отбраковки, в результате чего модели становятся носителями уникального генотипа, касающегося, правда внешности (для интеллектуального отбора используются другие механизмы). В некоторых случаях фотографы нанимают в модели не только «кукол Барби и Кенов», но и людей, обладающих «фактурной» внешностью - например, карликов или стариков - но это так, для разнообразия.
Но среди моделей превалирующим является не только тип внешности, но и подобающий тип поведения. Бертольд Брехт лет 70 назад высказался по этому поводу весьма иронично:
«...Знаете ли вы, собственно, как выгладит женский зад, нет, я имею в виду - как он действительно выглядит? Это было бы не так огорчительно, если бы не возникало впечатления, что они заинтересованы не столько в ответе на этот скромный вопрос, сколько в том, чтобы создать произведение искусства, нечто, для чего этот зад служит лишь поводом... Было бы более чем наивно в такое время, как в наше, полагаться только на то, что ценности создаются просто потому, что мы видим что-то так, а не иначе. Известные мне фотографии этого жанра не свидетельствуют, что мы обладаем особенной способностью сотворить из женской красоты нечто такое, что следовало бы сохранить для следующих поколений. Фотографии присущ к тому же тот недостаток, что для объектива редко можно получить лучшие, не говоря уже самые дорогие, зады. Фотоаппарат слишком мало смущает профессиональные модели, они предстают перед аппаратом иначе, чем представали бы перед будущим посетителем выставки, возникает нудно безобидная атмосфера...»
Забавно, что человек, только что выполняющий работу профессиональной модели, на улице может прийти в неистовство, заметив, что - пусть и случайно - попал в поле зрения какой-либо камеры. Вообще, раздражение перед фотоаппаратом (или видеокамерой: в сущности, для уличного прохожего они не слишком разняться) порой может превышать все мыслимые пределы. Я уже молчу о том, что, как говорил один юморист, наши женщины отличаются от «ихних» тем, что никогда не нравятся себе на карточках - это можно, в конце концов понять - но мужчины... или все, кто случайно попадает в кадр, занимаются теневым бизнесом, находится во всероссийском розыске или скрываются от уплаты алиментов?! И вот, что я заметил: уровень раздражения перед камерой зависит от социального статуса или образовательного уровня. Причем, социальное положение самых «непримиримых» к фотографированию, или претерпевающих, ниже среднего. Легче всего реагируют на фотоаппарат простые деревенские жители (если они не старообрядцы), крупные политики (он и так постоянно носят маску) и дети. Самые проблемные из претерпевающих - маргинальные элементы: бомжи, дворники, участники митингов, психи и т.д. Возможно, неприятие фотокамеры основано на стыде и на горячей убежденности в том, что фотограф зарабатывает на их «имидже» деньги (в этом они чаще всего оказываются правы).
продолжение
24 августа 2010
Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…
26 сентября 2010
Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1
13 октября 2010
...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …
19 ноября 2010
Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …
25 ноября 2010
Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …
30 ноября 2010
...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…
15 января 2011
Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…
12 мая 2011
ДОБАВЛЕНА полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"
31 мая 2011
ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ