…sp;    Сборник «Красота и мозг» М. «Мир», 1995 г. Стр. 16

6.                        Когда-то я интересовался миром слепых людей (и даже слепоглухонемых!), дабы понять, что человек теряет в случае утраты способности видеть и у меня на данную тему есть текст, который и в будущем опубликую

7.                        http://papardes.blogspot.com/2010/03/blog-post.html «Понимая категорию "среда" не только как обозначение мира объектов, но и как символ их эстетической интеграции и гармонизации, современное эстетическое сознание использует некоторые принципы натуралистической эстетики и среди них, прежде всего - принцип "антиселективности", то есть терпимости, позволяющей включать в художественное целое фрагменты принципиально различных и даже исключающих друг друга стилистик. В известной мере к такому "видению" современное художественное сознание, приводит опыт фотографии, привычка видеть мир бесстрастным и не осуществляющим никакого предварительного отбора материала объективом фотокамеры. Влияние фотографии на современные, эстетические идеалы проявляется многообразно: и в широком использовании фотографии для оформления книг, тканей и пр., и в попытках художников имитировать технику фотографии, создавая иллюзорные, документально правдоподобные изображения, и в использовании увеличенных фотоизображений в суперграфике, и в культивировании разного рода зеркал на поверхностях зданий. Во всех этих случаях мы видим некую новую эстетику "поверхности".

8.                        Не могу обойтись без следующей оговорки. Человек, которому был привит «советский» образ мышления, данный текст может понять неадекватно тому контексту, который закладываю я. Дело в том, что культура «развитого» социализма породила устойчивый стереотип, согласно которому слово «среда» - нарицательное. «Тлетворное влияние среды», «среда заела», «он попал не в ту среду»… Но я буду говорить о визуальной среде». При советской власти она была ужасна, особенно в крупных городах, развивающихся по модели индустриального конгломерата. Деревни и малые города в этом смысле все же продолжали радовать глаз.

9.                        Известный фотомастер Олег Климов так думает о Брессоне: «Картье-Брессон был всего два раза в СССР, но его съемка гораздо более содержательна и выразительна, чем если бы даже собрать всех наших фотографов того времени в одной экспозиции. Это просто как небольшая ремарка в пользу того, что “другая страна” – не аргумент для фотографа. Кроме того, фотография и вообще визуальный рассказ хотя и строится на фактах, традициях и тп страны пребывания, но их восприятие и восприятия фотографии в целом, скорее всего, больше зависит от культурного, визуального и тп уровня зрителя, чем даже фотографа потому, что особенность фотографии как раз и заключается в ее “неоднозначности” трактовки – с одной стороны, а с другой – ее существование строится на реалиях и фактах действительности».

10.                   Антон Вершовский про Вингранда в вышесказанной работе пишет: «…Наверное, можно сказать, что он был первым стрит-фотографом в современном смысле слова – в отличие от, например, Брессона, он никогда не выстраивал сцену, и не ждал появления «главного героя», чтобы оживить декорации – помните, что Барт писал про пунктум? Виногранд хотел снимать улицу такой, какова она есть. Степень его «невмешательства» в реальность была столь высока, что он не проявлял и не просматривал отснятые пленки в течение двух-трех лет – ждал, пока воспоминания о дне съемки, окрашивающие снимок в те или иные эмоциональные тона, полностью выветрятся из памяти, и он сможет посмотреть на них взглядом незаинтересованного зрителя. После его смерти осталось две с половиной тысячи катушек непроявленной плёнки, и больше шести тысяч катушек проявленных, но непросмотренных. Конечно, метод Виногранда подразумевал жесточайший отбор. Из тысяч снимков выбирался один. Четкое структурное построение характерно и для снимков Виногранда, но здесь структура уже не навязывалась реальности при съемке – она окончательно проявляла себя только на этапе придирчивого отсева фотографий. Итак, можно сказать, что Виногранд привнес в фотографию требование естественности структуры».

11.                   Андрей Высоков в работе «Дегуманизация фотоискусства» пишет  http://www.photoisland.net/pi_art_text.php?lng=1&article_id=6 : «Даже прослушав лекции Виногранда и Фридлендера, они ничего не понимают», — сокрушается американский фотограф Уильям Эгглстон, — «Они относятся с уважением к их работам, потому что им сказали, что это очень сильные фотографы, но все что им действительно хочется увидеть — это фотография с расположенным в центре человеком или каким-нибудь предметом. Только очевидное может заинтересовать их».

12.                   Из Википедии: Уличная фотография тяготеет к иронии и старается дистанцироваться от сущности предмета съемки и часто концентрируется на единственной человеческой эмоции, пойманной в решающий, живой момент.

13.                   http://www.photogalleryt.ru/articles/6/     Из комментариев:  Об этом и речь, Андрей! Стрита просто нет! А есть кайф от съмки на подсознании:)………………..)очень толково!( в смысле хорошее толкование вопроса) Мне кажется в течении жизни есть определённые пульсы, и "расслабленность" иногда помогает попадать в точку пульсации, но это еще не верный способ. Кому то нужно спокойное ожидание "толчка на съёмку",кому то другое.     Мудрецы говорили : "Суть всякой вещи познаешь,если верно её наречёшь" Пока мы будем хвататься за зыбкое ,и неопределённое понятие стрита, будем аки слепые котята.      Если мы говорим о главной цели стрит-фото, как о передаче определенных эмоций автора в данный конкретный момент, то возникает следующая мысль – я регулярно брожу по улицам с фотоаппаратом (при этом замечу я не иду целенаправленно фотографировать, я иду гулять и получать удовольствие от процесса) и если вижу что-то, что цепляет во мне какие-то струнки души хватаю фотоаппарат и делаю снимок. Приходя домой, втыкаю фотик в комп и стираю 99 % снимков, а иногда и все. Потому что это просто не интересно, хотя в момент съемки было ощущение важности происходящего или увиденного.     В любом случае снимок должен цеплять... Теперь о Стрит-фото как о попытке ввести новый жанр фотографии. По-моему это попытка дополнительной сегментации/дробления жанров (не скажу что это плохо, т.к. приветствую любое новаторство), НО под каждой новой идеей должно быть что-то ИНТЕРЕСНОЕ, иначе она не имеет ни смысла, ни ценности, ни для кого, кроме автора. Название жанра на мой взгляд разницы практически не имеет, тем более, что большинство фотографий невозможно с полной уверенностью отнести к какому-либо одному жанру……………     Итак имеем:1)Чувствография. 2) Спонтанная фотография.3)Чувствопись. …………………..                 Я убеждён, что то, о чём мы спорим - ПРОСТО ОТДЫХ с фотоаппаратом, съёмка ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ. Не на заказ, не за деньги - ДЛЯ СЕБЯ!.. А коль так, то не задумываешься о "прозе жизни" и поневоле снимаешь кадры одухотворённыё!.. :)) Думаю, почти каждый из нас хоть раз, да позавидовал мультяшному "гениальному сыщику" ("Бременские музыканты"), у которого фотик в глазу. Сколько отличных сюжетов "уходит", пока извлекаешь аппарат, даже если он - за пазухой! :( А этому, у которого "...глаз - как у орла!" достаточно моргнуть, и "прекрасное мгновение" остановлено и запечатленО!.. :) Так что если чему нам и надо учиться, так это ПОСТОЯННОЙ "фотоготовности" и умению найти те самые "место" и "время". А как будет классифицирован РЕЗУЛЬТАТ в "табели о рангах" фотографических жанров - дело десятое! ……………….        "NEO - никакой ложки не существует!" (матрица часть первая))))) диалог у Пифии) )))))))))))))))))))))))    ………………………    Это как фаст фуд,а не сиденье в ресторане .Поэтому предлагаю название этому направлению – фаст-фото или импульс-фото,слово " импульс" здесь часто звучало.        Прежде всего хочу заметить, что появляются тематические сайты. Например: http://street-photo.ru... (не сочтите за рекламу - мне сайт НЕ ПОНРАВИЛСЯ!) На сайте я не нашел определения понятия "стрит-фото". Но "Цели и задачи сайта" вызывают недоумение: 1.1. Противодействие любительщине и профессиональщине в фотографии; 1.2. Пропаганда культурного наследия в области фотоискусства; 1.3. Поддержание позитивных тенденций в развитии современной и классической фотографии; 1.4. Помощь начинающим фотографам в совершенствовании их профессиональных навыков; 1.5. Создание альтернативного фоторесурса, который поможет думающему фотографу глубже понять основы фотоискусства, изучить законы композиции в фотографии, законы восприятия изображения.    У меня самого трактовка раздела "стрит-фото" пока в стадии становления :) На данный момент склонен считать, что это НЕПОСТАНОВОЧНЫЕ СНИМКИ НА УЛИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И В МЕСТАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (КАФЕ, МАГАЗИН, И Т.П.), СДЕЛАННЫЕ В РЕЖИМЕ ФОТООХОТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ХОТЯ БЫ ОДИН ОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ И НЕСУЩИЕ ЖАНРОВУЮ НАГРУЗКУ…………………..    Думаю эти слова великого фотографа, имеют отношение к теме нашего обсуждения:) "Обман поселяется в фотографии c того момента, когда фотограф выбирает параметры экспозиции, когда лаборант в темной комнате работает над деталями снимка или контрастом. Каждая фотография лжет с начала до конца: чистой объективной фотографии не существует. Но остается вопрос о степени обмана! и еще "Самая простая камера лучше самого искусного фотографа". Эдвард Стейхен.

14.                   Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды,  названо «видеоэкологией». Родоначальником этого направления является Василий Филин. Ниже я даю основополагающие фрагменты книги Филина «Видеоэкология» http://www.proxima.com.ua/articles/articles.php?clause=73  :    «Всю видимую среду можно условно поделить на естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз «под себя». Совсем другое дело - искусственная среда. Она все больше отличается от природной и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека………… Особенно тяжело люди переносят «зрительное голодание»…………Установлено, что жизнь и работа в среде, бедной зрительными элементами, в затемненных помещениях (кинофабрики, фото- и полиграфическая промышленность) вызывает у людей невротические состояния - депрессии, галлюцинации, расстройство сна. Жители больших городов, оказавшиеся в каменных джунглях, лучше других чувствуют это. Они охотно тратят свое время, силы и деньги на то, чтобы выходные дни провести за городом, где можно взглянуть на зеленую траву, березовую рощу, а кому очень повезет - то и на коров……..   Гомогенная видимая среда - это среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы (снежные равнины, темные комнаты) или резко снижено их число……….. Массовое крупнопанельное домостроение в наших городах существенно преобразило их визуальную среду. Возникло множество гомогенных видимых полей. Особую проблему создают торцы зданий. При взгляде на такую стену глазу не за что «зацепиться». Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву……… При сравнении современных и старинных зданий создается впечатление, что архитекторы старой формации знали о свойствах человеческого глаза и делали все для того, чтобы архитектура соответствовала физиологическим требованиям зрения……. В современной градостроительной практике большие корпуса стоят на значительном расстоянии друг от друга. Частично это обусловлено требованиями инсоляции, частично - просто дешевой землей. В таком «незамкнутом» пространстве человек себя чувствует неуютно. Так же, как в гомогенной среде, здесь недостаточно элементов для фиксации зрением, потому что они находятся на большом расстоянии………. Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, носит название агрессивной видимой среды…….. Типичными примерами агрессивных видимых полей являются тесты, условно названные «тельняшка», «ткань в горошек», «прожектор». Современная архитектура в городах во многих случаях создает агрессивную видимую среду. Это присуще всем многоэтажным зданиям, когда на огромной стене рассредоточено большое число окон. Окон так много и они настолько одинаковы, что, по существу, нарушается основная функция зрения - определение, куда смотрят глаза, и что они видят…………. Большая часть принципов формирования комфортной визуальной среды известна. Прежде всего, это наличие декоративных элементов: портал, ордер, колонна, аркада, балюстрада, атланты и кариатиды, гербы, капители, гирлянды, карнизы, плафоны, пилястры, эмблемы, орнаментные вставки. Сегодня многое из перечисленного не используется архитекторами. Эти элементы можно увидеть лишь в старой части города…………. Агрессивной визуальной средой является и многолюдье в городах. Толчея на улицах, автобусных остановках и станциях метро воспринимается как визуальная среда из большого числа одинаковых объектов. К примеру, спускаясь по эскалатору в утренние часы, человек видит только головы других пассажиров (из-за высокой плотности толпы всего человека при этом увидеть невозможно), которые он воспринимает как одинаковые шарообразные объекты. Многолюдье создает агрессивную видимую среду, которая может провоцировать горожан к агрессивным действиям…………… Процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. По оценке некоторых психиатров, 80 процентов их пациентов страдают так называемым «синдромом большого города», основные признаки которого – подавленное состояние, психическая неуравновешенность и агрессивность……………. В агрессивной видимой среде человек чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений – хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве, к примеру, криминогенная обстановка ухудшается от центра к окраинам, где целые микрорайоны состоят только из агрессивных полей.

15.                   Из текста Алексея Лебедева «Заметки про уличную фотографию»  http://alexeilebedev.livejournal.com/128159.html : «Последние три месяца прошлого года я почти каждый день занимался уличной фотографией. Выходил на улицу, знакомился с случайными прохожими, делал их портреты. Основной моей целью было научиться взаимодействовать с улицей. Нью Йорк для этого особенно хорош, потому что каждый второй из другой страны, многие вообще по-английски не говорят, реакции очень разные. Проблема уличной фотографии исключительно психологическая, ведь физически никто и ничто не мешает прицелиться и сфотографировать. Так что же мешает? Почему, как только пытаешься это сделать, внутри начинает нарастать чувство неудобства и стыда за то, что нарушаешь личное пространство других, ведёшь себя невежливо. Возникает страх, что сейчас кто-нибудь заметит и возмутится, или крикнет "бей гада!", а ты бросишься бежать….»

16.                   Многие фотографы любят снимать на кладбищах, на развалинах – везде, где есть урбанистическая среда, не заполненная людьми. И многие признаются: в таких местах просто отдыхаешь душой, освобождаясь от давления социума.

17.                   Наборы поведенческих приемов есть у каждого фотографа. Например, люди благосклонно относятся к снимающим со штативом. Раздражают суетящиеся фотографы, навязчивые. Но вообще говоря, в каждой стране, в каждом городе свои нравы и правила поведения снимающего в общественном месте человека создаются под конкретную географическую точку и даже ситуацию.

18.                   Из «Преступления и наказания»: «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. У самого К--ного переулка, на углу, мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром: нитками, тесемками, платками ситцевыми и т. п. Они тоже поднимались домой, но замешкались, разговаривая с подошедшею знакомой. Знакомая эта была Лизавета Ивановна, или просто, как все звали ее, Лизавета, младшая сестра той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы, у которой вчера был Раскольников, приходивший закладывать ей часы и делать свою пробу... Он давно уже знал всё про эту Лизавету, и даже та его знала немного. Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои. Она стояла в раздумье с узлом перед мещанином и бабой и внимательно слушала их. Те что-то ей с особенным жаром толковали. Когда Раскольников вдруг увидел ее, какое-то странное ощущение, похожее на глубочайшее изумление, охватило его, хотя во встрече этой не было ничего изумительного». «…Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, -- чаще всего, возвращаясь домой, -- случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё... Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его...»

19.                   http://pavelgorshkov.ru/?p=531 «…Много ли мы знаем о себе, о своей психике, о сознательном и безсознательном и о сердечном чувстве. Как узнать и использовать это во благо творчества? А окружающая среда, время, пространство, энергия…»    «Хочу еще раз напомнить, что отбор – важнейшая составляющая работы фотографа документалиста. Лично меня отбор преследует всюду: до съемки (выбор натуры), во время съемки (выбор кадра), после съемки анализ и отбор снимков. Запомним. Художника делает отбор».     «Цвет – часть натуры. Язык живописи – цвет. Язык фотографии для меня – документальность плюс чувство».    «Образное мышление пришло к человеку раньше чем слово и речь. Мой метод, моя стихия – молчание. Мои составляющие — это глаза, сердце, нутро и реальность». «Сейчас я не переношу рядом с собой разговаривающих фотографов. Молча, как рыба, я «плаваю» среди моих съемочных персонажей. Между нами лишь глаза и улыбки и лишь редко, очень редко – «извините». Я был всегда уличным фотографом. Улица – моя среда, моя стихия».  «Бог познается в мелочах. Мое желание, особенно для молодых – научиться плодотворно работать в буднях…»

20.                   http://www.pavelgorshkov.ru/semin/index.html

21.                   Из Википедии:  «Александра Слюсарева называют фотографом теней, бликов и отражений. Для фотографа они играют более важную роль, чем собственно поверхность предметов. Слюсарев говорит, что это вполне естественно, потому что на самом деле предмет многообразен: в нем столько аспектов, сколько ты сам захочешь в нем увидеть. Слюсарев считает, что самый важный сюжет, возникающий в его работах, — городское пространство. Он придумал понятие «плоский пейзаж». Сформулировал он его, давая название конкретному снимку, но этот тип изображения был и в более ранних работах: пейзаж без линейной, диагональной перспективы».

22.                   http://poyou.photographer.ru/cult/person/4662.htm  — А каково взаимоотношение реальности и искусства? 
— Можно сказать, никакого, но можно ― наоборот, всеобъемлющее. По моему же определению, это единое целое. Просто, выходя на улицу, часто забываем об этом.

http://poyou.photographer.ru/cult/person/4715.htm  На протяжении всей его жизни, а в последние годы особенно, его ругали. Замелькал, который раз на его веку, термин — «слюсаревщина». Точнее, старый термин — его имени, — обрел новый смысл. За полвека работы в российской фотографии, и особенно за четыре последних десятилетия, когда масштаб его фигуры был одинаково понятен и признан и поклонниками, и недоброжелателями, «слюсаревщина» прошла эволюцию от обозначения пограничья фотографических жанров и абстрактной фотографии как таковой до стиля полемики в фотографии, до обозначения позиции критика-мыслителя-софиста. Да, именно софист Слюсарев. Современный Диоген, приказывающий авторитетам отойти и не загораживать ему солнца (фотографии), которое он созерцает. Современный Сократ, вызывающий ненависть плебса самим существованием себя, своим несогласием. Он провоцировал узколобых и самоуверенных, задавал неприятные вопросы, обвинял, оскорблял, дразнил. При жизни это раздражало, даже близких. А теперь его нет…   Он одновременно жил в контексте европейской культуры, любимого им итальянского, которым в Москве пользовался мало—мало, и русской ситуации, сумасшедшей и хаотической. Эдакий Чаадаев, совершающий инспекцию из Европеи в родные Палестины и находящий их в весьма плачевном состоянии. Правда, от Сан Саныча не приходилось слышать «вот там, на Западе» — он создавал вокруг себя пространство вполне самодостаточное.

http://www.chaskor.ru/article/aleksandr_slyusarev_momentalnogo_vzglyada_malo_1985 А то, что они последуют, сомневаться не приходится: Слюсарев придумал неповторимый стиль и действительно передовой метод. Только по недомыслию его спонтанные импровизации можно принять за брак (обвинение, которое преследует Слюсарева всю жизнь). «И я так могу», — говорят профаны. Врешь, не можешь….  Свою фамилию он произносит с ударением на первый слог. Его часто можно встретить на улицах: городские пространства получаются у него лучше всего (хотя есть, есть и любители его пейзажей)….  Несуетный, просветленный дядька. Стихийный дзен-буддист. Большой русский художник, создавший идеальную визуальную метафору сетевого дневника.

23.                   В античные времена «академия» не являлась конкретным ЗДАНИЕМ. Философ выходил за город прогуливаться, и за ним семенили ученики. Философ ВЕЩАЛ, ученики ВНИМАЛИ. Уличное фото в каком-то смысле – молчаливое ВНИМАНИЕ голосу ГОРОДА, имеющего свою мудрость и свои заморочки. Пройдите с фотоаппаратом по каменным джунглям и ВНЕМЛИТЕ. То есть, всмотритесь в видимость, за которой, вероятна, сокрыта истина.

Бесплатный хостинг uCoz