Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

ГУСИНАЯ ПЕСНЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 фотографии Геннадия Михеева


Гусь свинье не товарищ

 

Свинья из всех домашних млекопитающих - самое высокоорганизованное существо, что доказано многочисленными исследованиями; жаль только, не слишком опрятный вид хрюшек немного смазывает картину. Гусь (что тоже доказано) - самый высокоорганизованный вид среди домашних птиц. Этот факт и роднит гуся и свинью, но первый дает фору второму только лишь из-за того, что тщательно следит за своим внешним видом. И еще один существенный момент: как гуси, так и свиньи, способны предчувствовать свою... гибель.

Но у славян нет “праздника свиньи”. У татар “праздник гуся” - есть. Называется он Каз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - и это не красивая метафора - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину  помогает Аллах; именно потому гусиный праздник наполнен обрядами.

Благодаря помощи чистопольского районного Отдела культуры нам удалось побывать в трех деревнях: Муслюмкино, Четыре двора и Старое Ромашкино. Три праздника немного разнились, ведь известно, что даже свадьбы в соседних селах имеют отличия, но общая “канва” всегда остается неизменной. В первую очередь хозяева (разведение гусей - татарская традиция и двор без гусей считается неполноценным) ждут, когда зима окончательно вступит в свои права и установятся крепкие морозы. К тому же,  гусиный праздник не должен совпадать с мусульманским постом, а потому гусям зачастую даровано несколько недель жизни до окончания уразы.

Как и любому начинанию, гусиному празднику предшествует молитва, которую читают либо старейшины, либо мулла. Убийство ни в коем случае не носит ритуальный характер (ведь по сути всего лишь заготавливается гусиное мясо, которое  до весны будет кормить семью!), но вот очистка гусиных тушек от пера - это уже целый обряд.

Птиц ощипывают женщины и представителей сильной половины человечества к ритуалу обработки гусиных тушек допускать не принято. Но почти обязательно будет устроена игра: один молодой парень переоденется в женскую одежду и попытается проникнуть комнату, где щиплют гусей. Он рискует быть узнанным, однако, при обнаружении подлога, не спешит ретироваться. И вот, почему. Если его ловят, по обычаю, обваливают в пухе; это должно принести счастье. И вообще гусиный пух стараются разбрасывать всюду, так как он знаменует будущий урожайный год. Предмет особенного почитания и даже коллекционирования - кончики гусиных крыльев, каз- конетэ, и даже ребенок хочет добыть самое большое и красивое крылышко Есть и еще одна “доблесть”: украсть у женщин одну из гусиных тушек. Смысла в этом немного, зато уж весело будет!..

Далее следует самый главный ритуал. Гусиные тушки цепляются к коромыслам и женщины несут их к реке. У “гусиных носительниц” есть прозвище - киленер (снохи) - в старину ими могли быть лишь незамужние женщины, и по тому, как они ходят (гуси-то нелегкая ноша!), как ведут себя, потенциальные женихи определялись с будущей женой. Вначале тушки обжигаются на костре, а потом киленер обмывают их в проточной речной воде; считается, что гусиное мясо после этого становится “чистым”.

После “очищения” мяса из него готовится  ритуальное блюдо - беляш - большой пирог с гусятиной и картошкой, ставящийся в середине праздничного стола. Дно беляша, беляш -тебэ, как самая вкусная его часть, тоже становится объектом игры. Молодежь соревнуется, кому достанется “лакомый кусочек”. На вечеринках, аулак, которые за этой, главной, будут следовать с недельной периодичностью в течение долгой зимы, обязательно в качестве главных яств (а татары, как известно отличаются редким  гастрономическим талантом) стол украсят блюда из гусятины. 

Вот вкратце все о гусином празднике. Кстати, в любой татарской деревне перво-наперво вам расскажут про то, что “гуси спасли Рим”. И вообще, по местным понятиям, после того, как гуси “уходят” - татарский дом пустеет.

 Гусь даже считается “королем двора”. Пестуют гусят с самого их рождения. Сразу после того, как желтый пушистый комочек выбирается из скорлупы на белый свет, его надо напоить теплым молоком, крепким чаем и накормить белым хлебом, ведь первые дни гусенка - самые важные для его дальнейшей жизни. Главная радость гусенка - зеленая травка, ведь, если его не пасти на природе,  - он умрет. Но здесь поджидают страшные враги: вороны, кошки и собаки. Гуси - особенно самцы - существа воинственные, они ревностно оберегают свое потомство, но не всегда им удается защитить своих малышей, а посему в деревнях есть такая обязанность: каз- кетучесе, “гусиный пастух”, которая возлагается на самых старательных детей.

Домашние гуси в смысле интеллекта могут дать фору инкубаторским, но все-таки, самые умные гуси - дикие. Например, когда мигрирующая стая садится на ночевку, один гусак остается “дежурить”; так вот, он, что бы не заснуть, берет в клюв... камень. Упадет камень - закемаривший часовой тотчас просыпается. “Ум” диких гусей стараются передавать домашним следующим способом: когда стая “дикарей” пролетает над деревней, хозяйка берет свежую солому, читает над ней молитву и бежит подкладывать гусыням, которые сидят на яйцах, а сидят они, между прочим, долгих 30 дней.

Гусю дарована жизнь от весны и до момента гусиного праздника. На будущее хозяева оставляют лишь одного гусака, которого выбирают по “высоте шеи”, и двух-трех гусынь. Следующим летом гусак-счастливец будет считаться вожаком, причем, среди своего гарема он все равно выберет одну-единственную фаворитку, если хотите, “любовь”, с которой у него сложатся особые, только гусям понятные отношения, в которых нежности оставлено не последнее место.

Гуси чувствуют предстоящее убийство (впрочем, как и пожар, и землятресение, и нападение врагов - как произошло в случае Рима), и еще с раннего утра праздничного дня начинают громко и трагично гоготать. Вся деревня наполняется тревожным гудением, в которое сливаются многочисленные гусиные голоса. Нельзя сказать, что хозяину резать домашних питомцев доставляет удовольствие,  но что делать, если “закон гласит питаться гусиным мясом”? И все-таки, несмотря на Коран, в день  Каз-эмясэ в веселье подмешана едва заметная “грустинка”.

Это я заметил в селе Четыре двора, в семье Мингалимовых. Семья большая, сотоит она из 15 человек, и представлены в ней аж пять поколений, среди которых большим уважением пользуются старейшины рода: Минзакир-аба и Махира-апа.  Минзакир Мингалимович -  самый почитаемый в деревне бабай и к его мнению прислушиваются все без исключения. А по его мнению гусь - главное украшение хозяйства, в котором, кстати, еще имеется три коровы, телята, утки и куры. В этом году Мингалимовы вырастили 25 гусей. Этого числа достаточно, чтобы прокормиться их большой семье. Вообще же, в татарских семьях держат стада от 20 до 60 голов, причем, те, кто держит много гусей - обычно их продают. Гусь - удовольствие не для бедных; здешние гуси, а сейчас мода на “венгерскую” породу, “тянут” на 5-7 килограммов, а то и больше, и получается, что стоит одна гусиная тушка не меньше 500 рублей. В не слишком зажиточном регионе найти покупателя на такой товар - проблема, и, значит, гуси не способны поправить материальное положение семьи, тем более, что в колхозе зарплату не слишком-то и платят. Да и в содержании эта птица хлопотна.

И, все-таки, как считает Минзакир-аба, гусь - благословение дома. Ведь какое еще животное или птица в этом мире удостоились своего праздника?

 

Геннадий Михеев

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz