…хнологии и стратегии продвижения блога или сайта в Паутине (22). Установлены даже законы и правила. Правда, пока не официальные (23). Паутина пока что плохо переваривает официальщину.
Нельзя не сказать о более обширном классе Сетевых информационных структур, фотосайтах. Данные ресурсы даже пытались «раскидать по ящичкам» то есть, классифицировать. Придумали такие типы фотосайтов: комьюнити, фотоальбом, фотопресса, библиотека, фотошкола, фотоконкурс. Все создатели и держатели фоторесурсов в основном озабочены рейтингом, а, если быть более точным, словосочетанием «поисковая оптимизация», также известным как seo (24).
Естественно, основным капиталом фотосайтов являются пользователи. Некий юмористический ресурс данный капитал обозвал «фотоонанистами» (25). Без сомнения, автор текста талантливый человек. Хотя многие при прочтении оскорбятся. Особенно мне в душу запал следующая миниатюра: В цЫфре нет душЫ…И динамический диапазон уже почти догнал пленочный (или даже перегнал в ФФ-матрицах)… А души по-прежнему нет. Но подвох в другом. Говоря это, пленочник кагбе намекает, что в пленке-то душа есть. А вот это как раз неправда. Суровая правда в том, что в пленке тоже нет души! Душу в фотографию (хоть цифровую, хоть пленочную!) вкладывает фотограф.
Да, автор едкий, порою оскорбительный в суждениях. Но талантливый, ч-ч-ч-орт…
Вообще говорить о фотосайтах не так и просто. Они разные, и пользователь любого вкуса может найти «тусовку» себе по душе. Основная массе контента – фотопопса. Как профессионального уровня (вообще говоря, «профессиональной» я именую любую фотографию, снятую качественно) так и прочих. Тот же блоггер Сергей Доля делает профессиональные фотографии. Хреновые, но технически качественные. Так бывает. И, что характерно, зачастую. Сергей так же опирается на фольклорное понимание фотографии. И в этом его преимущество перед конкурентами (коими являются все путешествующие фотографы, ведущие свой блог). Вообще говоря, я ступил в ту область, которая на географических картах именуется "белым пятном". "Фольклор фотографов" - слишком мелко. "Фотографическим фольклором" я весьма условно обозвал мир фотографических изображений, которыми мы сами окружаем свое бытие. Немножко о любительстве. Если, например, в живописи "Джоконда" понятна всем (почти), в фотографии мало кто догоняет ценность работ того же Картье-Брессона - даже теми, кто считает себя фотолюбителями. Здесь я вижу загадку, потому как получается, что если все искусства в своих вершинах понятны широким массам (я уж не буду распространяться о Ван Гоге или Шнитке...), в фотографии механизм состоит из каких-то то ли дефектных, то ли левых винтиков. Короче, Картье-Брессон - фотограф для искушенных. Пипл от "проектов" Екатерины Рождественской «тащица», это меня удручает. Грубо говоря, пройдох в творческой фотографии немало, а сказать, что король голый, не решается сказать. Нет в фотографии своего Шевчука, сказавшего, что попса - пойло для свиней. Из уст простых людей я слышу словосочетание "профессиональный фотограф" как "великий маг и волшебник" (27). Это постарался цех свадебных фотографов, состоящий в подавляющем большинстве из воинствующей серости. Это они, произнося, "любительский уровень..." тем самым позиционируют себя как супер-пупер.
Мысли мои (неизвестно как возникшие) направлены были на фотографию, и мне радостно было однажды найти в наследии Рудольфа Арнхейма, между прочим, психолога по специальности, статьи именно о фотографии. Я подумал о термине "дилетант". Десять лет назад, при написании одного труда я эксплуатировал его нещадно, обозвав таковым даже Ролана Барта, так же написавшего книгу о фотографии ("Камера люсида"). Я вообще открыл, что все значимые труды о фотографии написаны были людьми, от профессиональной фотографии о-о-о-чень далекими: Базеном, Кракауэром, Морозовым, Зонтаг.
О том, что при помощи фотографии мы становимся живыми свидетелями события, писал еще в прошлом веке Анри Вартанов (28). Получается, Максим Горький уже придумал «блогосферу», когда о Паутине еще и не мечталось, а в кошмарах не снилось.
Ну, все, «трынделку» свою заканчиваю. Пока что предварительный вывод я сделаю такой. В сетевом бытовании фотографии существует не «мир фотографических изображений», а твой личный мир. Ты помещаешь свои «фотки» на тот или иной ресурс с целью «продвижения» своего творчества. По сути, это игра на повышение личного рейтинга. Алгоритмы давно расписаны. Есть ли шанс, что действительно талантливая фотография будет замечена и по достоинству оценена? Без сомнения, есть. Только заметят и оценят действительно подлинные ценители искусства. Которые не так и активно «тусуются» в паутине. Но паутина ценит все же не ИСКУССТВО, а ЕСТЕСТВО. То есть, саму «живую жизнь» (вспомним Достоевского). Для мирового информационного пространства гораздо важнее ПРАВДА, нежели ЭСТЕТИКА. Вспомним: наука ищет истину, искусство – правду. Какая же в Паутине ПРАВДА, если здесь сплошной самопиар? Происходит «ницшеанская» переоценка ценностей». Аксиология фотографии в Паутине иная, нежели «на бумаге». В Паутине главенствует фольклорное понимание фотографии. Да, не обойтись без «сисек и писек». Но, если мы вспомним те же частушки, скабрезные картинки, острые анекдоты – это та самая «карнавальная культура». Она же, «карнавальная культура» царит и в Паутине. Нужно мириться с тем, что эдакое бытие подразумевает и профессионалов развлечения, умеющих зарабатывать на тяге обывателя к отрыву от условностей, так сказать, енежные средства. Помнится, на одном ресурсе опубликовали один из моих репортажей, довольно мрачный, способный вызвать ощущения, близкие к катарсису. Один из посетителей написал коммент: «Да-а-а-а… искал, как всегда, развлекуху, а нарвался НА ТАКОЕ…» Почти уверен, данный посетитель на тот ресурс больше на заглянет, а, если услышит мое имя, испытает отвращение. Не потому что я или он плохие. Дело в том, что серьезного, всамделешнего этот человек будет искать в другом месте. Но ни в коем случае не в Паутине. Паутина затягивает – это не только прекрасное информационное поле, но и склизкое болото, эдакая «трынделка». Масса пользователей трындит, трындит… а вот некоторая часть реально рубит бабло, и немаленькое. Я не только об Адагамове и Варламове. За ресурсом «Фотополигон» стоит Чернов. Ресурс «Фотографер» - проект Безукладникова. Ресурс «Пролфотос» создал Акулов. И уважаемый Максимишин будет продолжать, простите, трындеть по поводу качества фотоконтента у вышеназванных деятелей? А ведь их доходы гораздо солиднее, нежели у Сергея Яковлевича (по крайней мере, мне там кажется…). Кому и кого надо учить-то? Да, деятели блогосферы и Паутины вообще опираются на фольклорное понимание фотографии, иначе говоря, простонародное. Ставка верная. Зачем насаждать хорошие вкусы, ежели потакание «не слишком хорошим» вкусам, скажем так, низким приносит гораздо большую моржу? Фотография подкупает относительной простотой результата. Каждый «юзер» чего-нибудь такого «фоткающего» имеет шанс нечто по его мнению значимое и выставить на всеобщее обозрение в своем блоге (или в блогосообществе). И получить свои пятнадцать минут славы, из лузеров на несколько мгновений преобразиться в ньюсмейкеры. Получается, Паутина – место для перманентного соревнования на самую громкую фотку. Вы меня уж извините, то в этот момент, когда я настукиваю эти буковки, вся блогосфера обсуждает сиськи Волочковой, которые балерина сама (в виде фоток, конечно) выставила на суд плебса свои прелести. И о каком художестве идет речь? Блогосфера живет по законам фольклора, то есть, эстетические установки в Сети саморегулируются некими естественными законами. Тот, кто хорошо это понял и успешно эксплуатирует, имеет шанс на успех. Конечно, это тоже «крысиные бега», не более, но денежки при правильной постановке дела текут исправно. Кто-то хочет сказать, что сисек нет на Фотографере или на Фотополигоне? Ну, да, на серьезных ресурсах они, прелести, уже типа искусство. Не для всех. Так сказать, неразвлекуха. Школа высоколобых снобов. А неискушенный заглянет и заявит: «О, сиськи! Тока какие-то размытыя…» Ну, а истина-то, вы скажете, где? Наверное, Вы думаете, автор Вам ее сообщит. Ну, да сообщу. Она везде, в том числе под ногами и в сиськах Волочковой. Уже давненько культивирую мысль: фотография – не искусство, а язык, средство общения. При определенном навыке и при наличии дара можно сотворить нечто высокохудожественное. Так, из букв можно сложить, к примеру, «Улитку на склоне». Или частушку. Или анекдот. А то просто написать: «А, пошли вы все на…» Однако, не могу не заметить: Паутина дарит величайшее счастье на земле. Счастье человеческого общения. Да, он-лайн, не офф-лайн. Но это общение реальное, а не виртуальное. Человек помещает свою фотку не просто так, для души, а в надежде, что она вызовет какой-то резонанс. У «шпаны» это получилось. Пусть и так нелепо. Теперь у ребят только один путь: научиться творить искусство. Естество и само вылезет, без всякого умения.
Геннадий Михеев
В заключение стихи. Так сказать, перефразируя Шекспира-Маршака:
Свалить бы из ЖЖ! Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И жадность в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока,
Все мерзостно, что вижу я в Сети! Но… где ж тогда мне правду-то найти?..
Примечания, ссылки и дополнения:
1. Ссылка на статью «Древо фотожизни»: http://genn-mikheev.narod2.ru/stati_o_fotografii/drevo_fotozhizni/
2. Статью «Аура» из серии «Язык фотографии» можно почитать здесь: http://genn-mikheev.narod2.ru/yazik_fotografii/aura/
3. Фотопроизведения Дмитрия Медведева можно посмотреть здесь: http://genn-mikheev.narod2.ru/bluzhdaniya_v_okeane_vremeni/bez_kompozitsii/svetopis/videt/prishvin/
9. Время издания «Дневника писателя» - 1873-1881 г.г. Достоевский изначально намеревался издавать единоличный журнал «Записная книга», после – «нечто вроде газеты», а в итоге первые выпуски «Дневника» появились в журнале князя Мещерского «Гражданин». Говоря современным языком, периодический журнал явился ресурсом, платформой для «Дневника», наподобие нынешнего Livejournal, разве только в «Гражданине» бело несколько «пользователей», а в Livejournal – несколько миллионов. Технологии поменялись, но внутренняя структура, логистика осталась та же. Позже Достоевский создал уже свою «платформу», на персональном "движке", и «Дневник» издавал самостоятельно, ежемесячно, поясняя, что «это дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном, прочитанном».
10. «С одной стороны- действительно, есть в этих заходах с фотокамерой- что-то спортивное, эдакая "спортивная рыбалка"... нет событий для "Эффектных фото"- плохая рыбалка, есть- "хорошая рыбалка". Т.е. важен сам процесс фотосъёмки... НО! …мне кажется, в этом "поступке" нет какого-то социального или иного подтекста. скорее это результат того, что в наши дни практически не осталось ничего профессионального. ни в какой сфере… …информация должна распространяться. в том числе силами пионерии с тапаратами. чем больше источников информации, тем объективнее сложится точка зрения у конечного потребителя. …Убогих придурков, которые прибегают с фотиками повеселиться на войну, просто жалко. А вот от профессиональных фотомародёров, которые любым путём стремятся войти в топ, чтоб хоть там выглядеть профессиональным фотографаом - просто гадко… …Давайте по пунктам:
11. О юношеских «подвигах» политика Островского читайте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F
12. Ссылка на материал про Астафьева: http://photopolygon.com/blog/details?from=&post_id=19418#comments
13. Другой не скрывает секретов своего успеха в блогосфере. Вот, к примеру, что говорит Рустем Адагамов журналу Menu Magazine http://azamat-tseboev.livejournal.com/96590.html : — Рустем, как вы думаете, что такое блогоcфера? — Я никогда не воспринимал это явление как единое целое. Существуют отдельные авторы, которые производят контент. Никакой связи между ними нет. Есть отдельные группы и сообщества людей по интересам: патриоты, либералы, автолюбители, те, кто интересуется музыкой, гаджетами, молодые мамы и т.д. Существует также множество комментаторов, которые создают информационный шум. Часто люди приходят в Живой Журнал, только чтобы комментировать чужие записи, а не вести собственные дневники. Информация быстро распространяется, но так же быстро и исчезает, Например, мы можем не вспомнить, о чем говорили месяц назад. Влияние блогов на общество или на СМИ, с моей точки зрения, сильно преувеличено. Есть отдельные примеры, когда публикации в блогах что-то меняли, но это, скорее, исключение, чем правило. — У вас получается такой журнал Life, да? Как происходит выбор тем и картинок, интуитивно? — Абсолютно интуитивно... Четкого плана нет, есть так называемый «редакционный портфель» – материалы, которые я привожу из поездок. И есть информационная картина дня. Извергается вулкан, падает самолет. Все спланировать невозможно, да я и не пытаюсь. — Но это каждый раз здорово совпадает с тем, что интересует людей... — Я двадцать лет проработал в рекламе, возможно, это профессиональное. До какого-то момента, наверное, были совпадения. Я пишу о том, что кажется важным и значимым лично мне, и последние пару лет не очень беспокоюсь, совпадет ли мое мнение с мнением большинства. И еще, ответы на вопросы читателей «Ленты.ру» http://lenta.ru/conf/drugoi : - Рустем, скажите, вас каким-либо образом интересует рейтинг-противостояние с Лебедевым и жж-рейтинг в целом, или вам вообще всё равно? - Когда я начинал вести свой дневник в "Живом журнале", никаких рейтингов не было. Я писал сначала о своей жизни в Норвегии, потом мне стала интересна фотожурналистика, я купил хорошую цифровую камеру и занялся репортажной фотографией. Собственно, этот интерес и мотивирует меня сейчас. А совсем не рейтинг — на Яндексе или в ЖЖ. Гонки за местом в рейтинге – не моя игра, не мой интерес. Я знаю, сколько человек меня читает, знаю статистику посещений блога — мне этого вполне достаточно, чтобы понимать динамику развития блога. Рейтинг мне в этом никак не помогает. - Не стыдно ли вам копипастить отовсюду копипастить фоты и ставить на них свое урло? - Мне давно интересна репортажная фотография как средство, с помощью которого можно рассказать о чем-то, что происходит в мире, вокруг нас. Многие средства массовой информации используют в своей работе фотографии новостных агентств — Reuters, AP, AFP. Использую их и я. Причем, совершенно официально, через подписку на фотоленты этих агентств. В день через такие ленты проходит несколько сотен фотографий. Отобрать из этих лент самое интересное и показать это у себя — моя работа в качестве бильд-редактора моего журнала. - Что сыграло важную роль в формировании вас, как профессионального журналиста? Что бы посоветовали журналистам, только начинающим свой путь? - Я не профессиональный журналист и, наверное, никогда им не стану. Мне просто интересно заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас: рассказывать о том, что мне интересно в мире с помощью фотографий – своих или снятых лучшими репортерами мира. Тем, кто начинает свой путь в журналистике, могу посоветовать — пишите правду. Впрочем, журналист — человек зависимый и делать это будет трудно. Но можно попробовать. - Ваш блог можно назвать фотоблогом, в связи с этим несколько вопросов: 1. Как вы выбираете кадры для блога? Что для вас главное при выборе? 2. Что характеризует хорошего (новостного?) фотографа? Какими важными, на ваш взгляд, качествами обладают знакомые вам? 3. Почему копирующие ваш формат блоги (фото + короткий текст) не имеют даже близкой популярности? - 1. Главное при выборе фотографии из фотоленты новостного агентства — тот интерес, который она может вызвать у читателей блога. 2. Хорошего фоторепортера характеризует умение замечать в обыденной ситуации необычные детали, а во время событийной съемки оказываться в нужное время в нужном для хорошего кадра месте. Ну и владение техникой, разумеется. 3. Не знаю. Может быть, потому, что они только копируют тот формат, который я придумал много лет назад. Может быть, потому, что формат – это еще не все. У меня в блоге много моих собственных фоторепортажей, а они, подчас, вызывают куда больший интерес, чем фотографии новостных агентств. - Рустем, входит ли в Ваши жизнепланы написание книги,? - Я хотел бы сделать альбом со своими фотографиями. Просто так, ради удовольствия. Оформить его и издать. Посмотрим, может быть, я найду издателя и возможность, когда-нибудь.
14. Илья Варламов – одновременно и талантливый фотограф, и одаренный блоггер. Он сам старается понять скрытую механику продвижения личного фототворчества и развитие персонального бизнеса в блогосфере. Что очень важно, Илья советуется с другими людьми. «Как начать зарабатывать на фотографии» http://zyalt.livejournal.com/264698.html deviant_man : "Можно ли заработать только фотографией? Теоретически да, можно, другой вопрос, сколько. Фотография - такая же работа, как и все другие работы. Требует много времени и сил, на рынке фотографии очень большая конкуренция, потому рассчитывать на легкий заработок я бы не стал." 15. Вот исповедь известного блоггера: " Я устал. Устал писать каждый день, устал ездить по миру без остановки, устал быть вдали от семьи, устал вычищать спам по утрам, устал получать неприятные комментарии…" http://sergeydolya.livejournal.com/258590.html
16. Все же надо признать: на ресурсах «Фотографер.ру», «Фото.ру», «Фотополигон», «ХЭ» ets. все же «тусуются» более продвинутые пользователи Паутины, которые историю мировой фотографии знают порой даже слишком досконально. Некоторые настолько «зациклены» на теории, что общение с ними выливается в муку, которую испытывают студенты на экзамене.
17. Собственно, агентство уже есть, оно называется «28-300». Да, корреспонденты агентства, вероятно, еще малоизвестны. Но природа устроена так, что из отвратительных гусениц в результате метаморфозы получаются прекрасные бабочки. Это не чудо, а естественный закон. Порою, правда, случается, что прекрасные гусеницы окукливаются, окукливаются… а выходит отвратительный монстр :)
18. Первое фотографическое изображение появилось в Сети относительно недавно, в 1992 году. Изобретатель Паутины Тим Бернерс-Ли попросил коллегу дать ему фотографию с девушками с недавно прошедшей выставки в CERNе. Он собирался загрузить это фото на FTP и опубликовать в совсем недавно созданной информационной системе World Wide Web. Именно так в Интернете появилась вот эта картинка:
19. Блог (от «веб лог») - это веб-сайт пользователя, который делает в нем постоянные комментарии, описывает события или размещает другой материал, например, графику или видео. Записи обычно представлены в обратном хронологическом порядке. Блогосфера – совокупность всех блогов. Поскольку все блоги по определению расположены в Интернете, их можно считать взаимосвязанными, объединенными в социальную сеть. СМИ используют обсуждения в блогосфере как способ оценки общественного мнения по различным вопросам. 20. «Блоггинг из передового, в основном американского явления превратился в глобальную массовую деятельность, на его долю приходится большая часть «контента, сгенерированного пользователем», им обусловлен рост экономики, повышающей стоимость поисковых механизмов и рекламы по всему миру. Кроме того, что его масштабы выросли, блоггеры стали основным экономическим и социальным звеном в Интернете. Слово «блог» устарело, важно то, что это явление так распространено, и вскоре можно ожидать, что у каждого умного человека (и многих не столь умных) будет медиа платформа, где они смогут рассказать о том, что их интересует в этом мире». «Блоггинг продолжает распадаться на множество категорий, предоставляя удивительное множество инструментов самовыражения и притягательный материал для читателей. Личный блог, где автор пишет о своих мыслях и/или темах, которые ему интересны, всегда будет очень популярным. Но блоги с большим количеством авторов также будут процветать. Огромное количество блогов, сосредотачивают внимание на одной теме, будь-то технические новости или вино, или вязание. Что бы вас ни интересовало, вы наверняка найдете сообщество людей, которые разделяют ваши интересы. Но, возможно, самая интересная история развития – постоянная эволюция понятия блог. Сегодня фото и видео блоги уже обычное явление. Платформы для микроблоггинга типа Twitter и Friendfeed напоминают кафе быстрого питания в мире блоггинга и становятся все популярней, потому что они позволяют людям по многу раз на день переписывать, что они делают, чувствуют и т.д. Микроблоггинг – это не просто прекрасный способ самовыражения, очень велика ценность сырых материалов».
21. Наиболее популярные тэги (данные 2008 года), количество употреблений: 1 Новости 191,403 22. Наиболее популярные стратегии: зарегистрировать блог в Technorati и Google, оставлять комментарии или ссылки на других блогах, зарегистрировать блог в директории блогов, тэгировать посты, чтобы их можно было легко найти. Активные блоггеры уже изучили различные технические приемы для привлечения посетителей. В среднем такие блоггеры пользуются пятью приемами, а 28% блоггеров используют по меньшей мере 7 приемов. 23. http://yavbloge.ru/kak_vesti_sebya_v_blogosfere Блогосфера – это тоже своеобразное общество, в котором действуют негласные элементарные правила, о которых в обязательном порядке нужно знать любому блогеру-новичку. - Если Вы видите, что кто-то сослался на Вас, то крайне рекомендуется поблагодарить его в комментариях или написать благодарственное письмо. |
|