Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Ловцу частичек бытия

Люди

 

А сейчас я буду говорить о самом сложном в творческой фотографии, а именно - о съемке людей. Надеюсь, тебе понятно, почему я тему портрета предлагаю под самый занавес настоящей работы. Когда заходит речь о съемке людей, чаще всего вспоминаются световые схемы, специальная оптика, специфическое оборудование. В общем, все, что касается студийной съемки. Не сомневаюсь, что в студии можно создать нечто выдающиеся (пример тому - произведения Ричарда Аведона), тем более что высококлассная аппаратура - не только набор средств, позволяющих получить "звенящее" качество, но и сумма способов поднятия выразительности фотопроизведения. Больше аппаратуры – хорошей и разной! Ну, и мозги, конечно, не помешают… А вкупе и умение работать с людьми – как в плане съемки, так и «вообще». Кстати, именно потому творческая зрелось к фотографам и приходит, что только жизненный опыт позволяет грамотно и тактично обходиться с людьми.

Есть у меня дома фотоальбом, в котором содержатся работы Картье-Брессона, относящиеся только к портретному жанру. Обычно я его показываю ученикам, если занятия проводятся на дому и тема близка к съемке человека. Для чего: я демонстрирую мастерство признанного автора, который не использует никаких "световых схем", зато, применяя такие средства как ракурс и "момент", раскрывает ХАРАКТЕРЫ своих героев, в большинстве случаев, кстати, знаменитостей.

Жанр "портрет" я лично не считаю фотографическим. Да простит меня читатель за непатриотизм, все же я более приемлю английское словечко "People". Почему: зачастую крайне трудно разграничить чисто портретную съемку и жанровое фото (то, что в западной традиции именуется "Live" - "жизнь"). Так же непросто отделить постановочный метод съемки от репортажного. Да и вообще, по моему мнению, в творческой (а вкупе и  коммерческой) фотографии уместнее говорить об областях применения. Есть у конкретного автора определенные цели и задачи - он применяет доступные ему средства. "Съемка людей" - слишком абстрактная задача. Как в медицине лечат не болезнь, а человека, так и в творческой фотографии не "вообще снимают людей", а... нет, не снимают человека, а СОЗДАЮТ ЕГО ОБРАЗ. В этом ракурсе фотограф - полноценный Художник.

В чем тайна гениального француза? Конечно же, я немало об этом размышлял. Применительно к вышеуказанному альбому, скажу: Картье-Брессон старался снимать своих героев в их ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. И это еще не все. Маэстро САМ ВЖИВАЛСЯ В ЭТУ СРЕДУ. Иногда Анри старался сделать так, чтобы  герой фотографии (читай - модель) перестал обращать на него внимание, то есть, фотограф становился почти незаметным. Но зачастую люди (по крайней мааре, на фото, представленных в альбоме) откровенно позируют Картье-Брессону. Характерно, что и в данном случае гениальный француз исхитрялся САМ СТАТЬ ЧАСТЬЮ среды, а потому модели реагируют не на чужого фотографа, а, собственно, на... а нет у меня точной метафоры, определяющей субъекта. Мне представляется, что смотрящие в объектив Картье-Брессона, так же смотрят, к примеру, на домашнего кота. Умение слиться со средой, плюс утонченное чувство мгновения - получается удивительный продукт. В этом, по моему мнению, и кроется ключ к загадке Картье-Бресона. Но только - ключ, и нет гарантии, что за отворенною дверью не окажется еще одна дверь.

Практическая часть темы съемки человека на самом деле почти примитивна. Для фотокамеры человек - такой же объект как тот же стакан. Человек, как это не цинично звучит (а фотограф - такой же циник, как и врач), имеет форму, цвет и фактуру. Встречаются и "молодцы, которым все к лицу", но преимущественно у людей присутствуют внешние изъяны, недостатки. В ряде случаев они помогают. Я имею в виду, к примеру, веснушки. Или стариковские морщины. Много-много лет я снимаю тему "Из жизни русских стариков". Вот несколько снимком из проекта. Сканы с черно-белой пленки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображения с цифровых фотокамер:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, люди редко выглядят на фотографиях красивыми. Но как в сущности мы прекрасны! Надо только всмотреться.

Собственно, на этом работу "Ловцу частичек бытия я заканчиваю". Скажу откровенно: при ее написании, создании иллюстраций и поисках в своем архиве я подспудно проводил работу по упорядочиванию разрозненных знаний в своей голове. В процессе у меня родилась идея написания простого, совершенно ясного учебника по выразительности в творческой фотографии. После некоторого перерыва не без удовольствия приступлю к реализации проекта.

Закон жанра требует, чтобы в финале были сказаны какие-то слова. Что ж, попробую. Ученики часто задают вопрос: "Какую книгу вы посоветовали бы прочитать для того, чтобы повысить свой фотографический уровень?" Всякий раз произносить банальность о том, что существует только одна книга, читать которую не просто полезно, но и необходимо, не хочется. Поэтому я варьирую ответы. Все, что бы ты не прочитал (даже "Молот ведьм"!), пойдет на пользу - при условии, что ты будешь стараться постичь глубинный смысл, "внутреннее вещей" (как говаривал Тейяр де Шарден). Для снимающего человека Паскалем написаны "Мысли", Стругацкими - "Улитка на склоне", Астафьевым - "Царь-рыба"... Книг на самом деле очень много. И в каждой можно выискать зерно.

Но истина все же в том, что книга действительно одна: это Книга Природы. Собственно подлинное счастье снимающего человека в том, что он, фотографируя, постигает суть вещей. Изучая физические свойства того или иного объекта, стараясь выразительно их передать вероятному зрителю наших произведений, мы имено что читаем Великую Книгу Природы. В этом наше счастье и даже благодать.

Скажу честно: я знаю хороших фотографов, которые вообще не читают никаких книг - и даже не смотрят фотоальбомов. Впрочем, немало информации - в том числе из области творческой фотографии - они черпают во Всемирной Паутине. Есть великолепные фотографы, пренебрегающие и Мировой Сетью. Но ЭТУ книгу они вынуждены читать. Хотя, по большому счету, они вовсе не задумываются о том, что Книга Природы реально существует. Всякий раз, приступая к съемке нового объекта, нового человека, ты приоткрываешь знакомую для тебя страницу. Опыт, "сын ошибок трудных", подсказывает, как двигаться, чтобы не споткнуться. Однако, ты ни при каких условиях не застрахован от вероятного падения.

Собственно, это все, что я хотел сказать. В процессе написания данного текста я, любезный читатель, уже порядком тебе надоел. Засим откланиваюсь.

Геннадий Михеев.

 

 В оглавление

 

 

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz