…ют депрессию и ослабляют деятельную силу, но они хорошо приспособлены для того, чтобы живое существо защищалось от любой крупной или внезапной беды. Иногда именно угнетенное состояние заставляет животное выбрать наиболее благоприятный образ действий».
А, пожалуй, «король депрессии» Фридрих Ницше был прав, написав однажды: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

 

Депрессия по своей природе близка к унынию. А последнее, как известно, в христианстве – грех. Религиозные люди реже подвержены депрессии, хотя, и эта беда к ним приходит, как правило, в виде т.н. искушения. Среди творческих фотографов немало верующих людей. Не просто воцерковленных или набожных – а именно верующих. Они депрессий не знают – и вот, почему. Депрессии всегда сопутствует одиночество. А верующий один не бывает никогда, ибо с ним (по крайней мере, по его убеждению) всегда Бог. Вернусь к американским поп-идолам: они умирали в одиночестве, будучи во власти депрессии. Вероятно, с ними не было не только близких, но и Бога… Последний пример – Уитни Хьюстон.

Еще один пример. В тюрьме страшнейшее наказание – камера-одиночка. Потому что в замкнутом пространстве и без общения даже Бог далеко не всякому поможет. Фотографы часто творят хотя и среди людей – но по сути в одиночестве. Очень, кстати, прелюбопытное искусство – ведь творческий акт снимающего человека имеет место НА МИРУ. Для посторонних фотограф – суетливый чудак. А ведь внутри него такие порою кипят страсти! А ему кричат: «Эй, папарацци хренов! Пшол вон!» Еще один повод приблизиться к порогу депрессии…

 

Итак, пора делать выводы. Так сказать, резюмировать. Главный вывод: депрессия – ЕСТЕСТВЕННЫЙ спутник творческой личности. Часто это состояние может принести пользу, ибо кризис, глубокая печаль, уныние могут стать тем дном, от которого есть шанс оттолкнуться и начать подъем.

Депрессии встречаются и у неудачников, и у вполне успешных людей. Но в чем же тогда природа депрессии? Думаю, она заложена в самой человеческой сущности. Нам подспудно хочется испытать всю гамму чувств, которые дарованы нам природой (или Богом – это уж на ваше усмотрение). Если мы пытаемся творить, а не имитируем творчество – мы чаще будем забираться в тупики, нежели совершать открытие. Здесь важно понять: это естественно, а, значит, надо набираться сил – и двигаться и ином направлении. Подлинное творчество, в том числе и в фотографии – это блуждание в темноте. Не надо отчаиваться, паниковать, ежели заблудился. А что надо? Да просто, жить, наверное, да стараться творить добро.

Я не упомянул еще одну причину депрессии: несчастную любовь. Но и здесь, как известно, много плюсов (как на кладбище… шучу). Многие могут признаться, что неудачи на личном фронте толкают и к творчеству. Как там у Шекспира: «Влюбленные, безумцы и поэты…» А ведь данный «контингент» - подлинные «сливки» человечества!

 

Естественен вопрос: вот я, Гена Михеев, ежели я уж решил написать о депрессии… вероятно и сам знаком с состояниями данного типа? Да уж, наверняка. Тем более я себя отношу к творческим фотографам. Однако, скажу. Кризисы мне знакомы. Депрессии тоже знакомы… были. Я избавился от этой напасти. Может, я просто перестал быть «творческим» и стал «техническим». Не мне утверждать – оценивай ты, уважаемый читатель. Скажу только, что спасение депрессий я таки нашел.

Это я называю «вымещением». Я последовательно работаю по заказу, пишу рассказы и очерки, статьи, исследования, снимаю репортажи, проекты, редактирую сайты, блоги, занимаюсь педагогической практикой… а иногда просто люблю побродить с фотоаппаратом – просто так, без цели. Если говорить кратко, я НЕ ЗАЦИКЛИВАЮСЬ. Едва я начинаю ощущать, что идея, которая начинает мною овладевать, становится навязчивой, я просто переключаюсь на иной вид деятельности. Не грех, мне кажется, изредка и затуманить мозг алкоголем, так же приемлемы иные маленькие радости жизни. Что интересно, я возвращаюсь к отложенной работе. Она «отлежится» - уже можно взглянуть на проблему под свежим углом зрения. Из фотографических тем я веду одновременно сразу несколько: «Мир Метро», «Спальный район», «Старая Москва», «Дети Арбата»… У уж коли перечислять иные, нефотографические проекты… Спасение в работе? Не-а. Я немало и отдыхаю. Спасение на самом деле во многом. В том числе и в сборе материалов к данной статье и написании этого текста.

Я вижу, как страдают фотографы, занимающиеся исключительно фотографией. Это НЕИМОВЕРНАЯ нагрузка. Реально – НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. Награда – блистательное, может быть, даже гениальное произведение. Расплата – разнообразные нарушения – в том числе и психики. Хорошо тому, кто выработал в себе «культуру психоэкологии». Но, как мы знаем, гении сгорают, и никакой «психоэкологии» они не соблюдают. Те, кого не отнесешь к разряду гениев, так же способны страдать. Пожалуй, приходится прибегать и к «вымещению». Если в качестве «вымещения» применяются антидепрессанты, это еще легкий выход…

 

Геннадий МИХЕЕВ

 

 

 

Приложение:

 

Вообще, материала о депрессиях в среде творческих фотографов немного. Самый интересный вот этот:

 

http://www.a-foto.kiev.ua/index.php?template=03_Vosem%27-i-odna-fotograficheskaya-depressiya

 

Приведу выдержки, содержащие полуюмористические причины, могущие привести снимающего человека депрессии:

Страдания по аппаратуре


Хорошей фотографии абсолютно всё равно, каким объективом и какой камерой она сделана. Настоящие фотографы не гонятся за новинками, предпочитая простую проверенную технику новомодным наворотам. Конечно, приятно работать качественным и современным инструментом, но если всё время сидеть и ждать самую лучшую камеру в мире, то когда же фотографировать?

Художественная беспомощность


Полистав глубокомысленные книги, полазив в интернете, любитель нащупывает своё главное больное место. Оно именуется – «фотокомпозиция». Оказывается, что в мире существуют (и очень давно) волшебные «золотое сечение» и «правило третей». Рассказы о них иллюстрируются правильными фотошедеврами, по которым нарисованы умные кружочки, стрелочки и квадратики. Из угла в угол взлетают и падают жирные диагонали. Заучив кратко сформулированные законы превращения жизни в искусство, любитель пытается применить их в съёмке. Однако его снова постигает неудача. Попытки увидеть в живой реальности геометрические фигуры приводят в нервное состояние.

Информационный ступор


Этот вид депрессии собственно депрессией не считается, а является шоком от открывшейся правды, к которой фотограф не привык, научившись ловко и незаметно обманывать себя и других. Шок оттого, что с глаз упала пелена иллюзий об уникальности своего творчества, приводит к тому, что в народе зовут мудростью, и что ни купить, ни украсть нельзя. Но это возможно, только когда есть хоть какое-то творчество, какие-то воплощённые мысли и проекты.

Непризнанная гениальность


Обычно завышенные самооценки являются следствием запущенной художественной безграмотности. Первый симптом недуга - полное неприятие критики. От синдрома непризнанной «гениальности» избавиться тяжело. Никакие курсы тут не помогут. Лучшее средство прописал ещё профессор Преображенский: «...молчать и слушать, что вам говорят».

О больших, средних и маленьких талантах


Всё есть, а глаз «не видит…» Аппаратура и технические навыки в наличии, а собственных мыслей и чувств нет. Это временное состояние. Лечится оно хорошими книгами, беседами с умными людьми, задумчивыми путешествиями внутрь себя.

Паузы в развитии

 

Это тоже обычное чувство, если нет шор на глазах. Лечится оно пролистыванием толстого тома истории фотографии, где каждый гениальный автор представлен не более чем пятью работами. Правильный фотограф не всегда полностью занят творчеством. Он ещё дышит, глядит на солнце и даже может выращивать огурцы на даче. Поэтому он менее подвержен нервным кризисам. Он мудр и спокоен, потому что знает, что всё должно созреть, всё имеет свой срок.

Феномен «экранного искусства»


И последней депрессией можно считать конфликт реальности с интернетом. Нынче модно кричать о «цифровой революции» в фотографии. Действительно, появление цифровых камер серьёзно встряхнуло фотомир доступностью, лёгкостью и дешевизной получения качественного изображения. Но главным оказалось не это, как ни странно, а то, что отбор и показ снимков стал производиться на мониторе компьютера. Чтобы не оторваться от реальности, фотографии надо печатать. Лучше большим форматом, а затем оформлять в хорошие паспарту и багет. Только так вы сможете увидеть отличие стоящей фотографии от яркой картинки в телевизоре.

Настоящая депрессия


Чтобы заполучить настоящую депрессию, надо очень далеко зайти по дороге творчества, так, чтобы возврата уже не было. Здесь она и появится с периодическими ощущениями бесполезности и ненужности дела, которому отдана вся жизнь. Настоящая депрессия не лечится. Временное облегчение приносят издание авторских книг и альбомов, присуждение наград и получение творческих грантов. Тот, кто не понаслышке знает о настоящей депрессии, ко всем прочим относится, как к лёгкому насморку. Чего и всем другим фотографам советует. Если всегда ждать вдохновения, настроения и состояния, то можно потерять больше, чем найдёшь. Рассказывают, что на стоны об отсутствии вдохновения у молодого композитора Таривердиев строго указал на распахнутый рояль и сказал: «Садись и стучи по клавишам, пока оно не придёт, а ты просто работай».

Бесплатный хостинг uCoz