Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Ловцу частичек бытия

Метропология

 

Человек снимающий имеет чудесную возможность постигать "путем визуализации" разнообразные среды. Хочется пошутить - и четверги. Да и вообще, откровенно говоря, что-то маловато я шучу в своей работе... К примеру, писателю и даже художнику все равно, какой мир они будут "живописать" ибо для создания своих произведений они используют приблизительно одни и те же средства. О творческих методах и способах подхода к материалу покамест промолчу. У фотографа возникают заморочки: в разных средах существуют своеобразные условия освещения, да к тому же обитатели данного "ареала" будут реагировать на камеру в соответствии с неписанным кодексом, царящем в данной местности. Легко сочинителю или даже пишущему репортеру: "Ах, этот чертов абориген чуть меня не пришил, скотина эдакая!" А каково агрессивность среды выразить языком фотографии? Да к тому же, если за твоей спиной не стоит отделение вооруженных по самое небалуйся солдат...

Да и вопрос: а что ты хочешь сказать о данной среде при помощи визуальных средств? Тебе, строго говоря, есть вообще что говорить-то, или ты просто любитель "чисто пофоткать" для пущего удовольствия? Кстати, хочу обратить ваше внимание на единый корень двух слов: "средство" дружит со "средою" уже в самом языке. А значит, ответ содержится уже в лингвистике, и не надо влезать в далекие мысленные дебри. При помощи средств мы сосредотачиваемся и посредством, простите, средств - непосредственно воспринимаем детали данной среды. О, сказанул!

Вопрос, думаю, мною был поставлен некорректно. Я прежде всего тщусь понять среду, разобраться в законах того мира, в который попал. И только потом, при помощи в том числе и фотографических произведений рассказать миру о том, что я, собственно, думаю и чувствую. Анекдот заключается в том, что зритель меня может воспринять лишь как посредника между собою, родным, и реальностью, которая воспроизведена на фотографии. Ты как автор, твое видение, трактовка - вероятно, вовсе не нужны зрителю. Но бывает, ты интересен именно как автор, «артист». Все зависит от твоего личного статуса в глазах данного, простите за грубое выражение, реципиента. Зачастую заглядывают рот человеку уже потому что его зовут, к примеру, Вовой Путиным, хотя и несет он откровенную чушь. А Васе Пупкину – не заглядывают. Чего там заглядывать-то, ежели от Васи Пупкина ничего не зависит. Здесь, кстати, кроется ловушка для статусных людей, увлекшихся фотоделом. Подчиненные то и дело лебезят: «Как прекрасно, феерично, Дмитрий Анатольевич!» Я сейчас про Медведева говорю, тоже известного фотолюбителя. И «король» окруженный свитою, верит в то, что он не голый…

 Ежели ты являешься малоизвестным автором, немало надо приложить усилий, чтобы твое произведение было замечено или оценено. Применительно к фотожурналистике - нужен не эксклюзив, а суперэксклюзив. К слову, именно по этой причине начинающие авторы имеют больше шансов создать нечто выдающееся по отношению к маститым: у мэтров отсутствует стимул, а запас авторитета все же небесконечен. Остается только дерзать – как прославленным, так и многообещающим. И в этом плане как раз все равны.

И в конце концов: тебе хочется рассказать об увиденном и прочувствованном, или ты просто испытываешь потребность душу распахнуть? Давайте уж откровенно: и то, и другое, а то и третье (например, хочется продемонстрировать свое без сомнения, выдающееся и непревзойденное мастерство, ну или в крайнем случае – качество нового дорогущего «стекла»). Ну, а чаще ты и сам не знаешь, чего ты собственно, хочешь. Искусство вообще преимущественно - блужданье в потемках. И далеко не всегда - в верном направленьи. О них, о потемках сейчас и поговорим.

Причем в буквальном смысле. Одна из самых, пожалуй, агрессивных сред в ореале мегаполиса - Московский метроплитен. К тому же в метро преимущественно царит полумрак, что затрудняет сам процесс съемки. Но главная, пожалуй, черта Московского метро - примитивный, первобытный... страх.

Люди зачастую не решаются даже себе признаться в этом, но те, кто пользуется услугами метрополитена регулярно, знают, каким источником стресса является подземка. Просто мысленно представьте себе, что в тесноте вагона раздался клич: "Алла акбар!" Человек славит своего бога? Ну, да - только через мгновение вагон разнесет в щепки... По крайней мере, большинство пассажиров именно так и подумают. Если кто-то вообще успеет подумать, некоторые успеют лишь произнести одно лишь матерное слово, обозначающее окончательный, бесповоротный финал. Я это к чему: мы в метро всегда ждем какой-нибудь засады. Или мысленно призываем ее? По крайней мере, в "центре зала" романтических свиданий мы не назначаем - разве только деловые встречи. Оно конечно, уровень тревожности клиентов подземки напрямую зависит от времени, которое прошла с даты последнего теракта. О, Господи, какие ужасные вещи я сейчас говорю... Только, пожалуйста, не думайте, что это мои личные измышления! Таков результат моей личной фотографической деятельности в объекте "метро". Как говорится, выстрадано.

Тех, кто пристрастился ездить по городу в автомобиле, в подземку палкой не заманишь. Вы думаете, пробки создают исключительно пижоны, которым пользование метрополитеном претит? Среди них немало народу с метрофобией. Несколько лет назад бесконечными командировками я довел себя до стрессового состояния. У меня стала развиваться в том числе клаустрофобия. Выражалась она в приступах сердечной аритмии, которые со мною случались в вагоне метро. Пока что, на данный момент в моем состоянии наблюдается ремиссия. Что ждет меня хотя бы завтра - не знаю. По крайней мере, на антидепрессанты я не "подсел" - и на том спасибо судьбе.

Метро - довольно незначительная часть городской среды, но из-за того что данное транспортное средство в Москве является основным, москвичи проводят под землей весьма значительную часть своей жизни. Лично я - не менее полутора часов в день. Кстати, этот текст я пишу в вагоне метро. Само собою, времени изучить нравы и визуальные особенности столичной подземки - достаточно. Скучно просто так тащиться в чреве грохочущего состава, а ежели есть у тебя интересное занятие - время пролетает практически незаметно. Метропология (так я для себя называю изучение "первопрестольного сабвея") одно из таких занятных дел.

Снимать в метро на самом деле довольно легко - и даже копы к тебе не пристанут. Особенно просто заниматься подземными фотографическими опытами на Кольцевой линии; там море интуристов с камерами, "закосить" под гостя столицы - не проблема. Более-менее сносно можно снимать на всех остальных станциях - не обязательно Кольцевой линии. В конце концов, большинство из них воистину прекрасны, и даже секьюрити приятно, что вы заметили красоту, в которой они вынуждены париться изо дня в день. Главное - прикинуться, что вы "фоткаете" именно архитектурное убранство - а не что либо иное. Конечно, изредка может пристать какой-нибудь зануда. Есть довольно простые правила избегать конфликтных ситуаций, однако, поскольку данная работа о фотографической выразительности, а не про конфликтологии применительно к Московскому метрополитену, распинаться на эту тему здесь не буду. Скажу только: приставшему к тебе всего лишь надо продемонстрировать его паршивенькую властишку. Известно ведь: маленький начальник - много сами понимаете, чего. Дай ему это сделать, прикинься чайником (например: "Ах, разве? А я и не знал..."). И будет всем щастье. Не проси только прощения пере «дяденькой» не унижайся. И обязательно имей с собой паспорт!

Итак, на станциях снимать относительно просто (ежели там не темно до полной жути). Все меняется, едва ты заходишь в вагон. Пассажир в переходе, на эскалаторе, на платформе и внутри вагона - это разные пассажиры. Ведут люди себя по разному, но, если человек без попутчиков и расслабляющей беседы, он становится... самим собою. А кому, собственно, хочется, чтобы его, грешного фиксировала какая-то там камера? Неизвестно ведь, с какой целью  будет использоваться изображение - откуда об этом знает пассажир? Встречаются индивидуумы с повышенной степени паранойи, они вообще могут подумать, что якобы за ним (ней) ведется слежка.

Стихия поезда метро, как это ни странно, очень далека от среды той же, к примеру, пригородной электрички. В последней пассажир ОБЖИВАЕТСЯ, ему в сущности комфортно - даже если ему не нашлось сидячего место. А в метро мы ЗАСКАКИВАЕМ и ВЫСКАКИВАЕМ, для нас подземка - среда недружественная. Вот такие мои общие рассуждения.

Исходя из "теории", впору вопросить: и как же тогда "правильно" снимать метро? Ситуация такая же, как и в предыдущей главке, про Арбат. Снимать, конечно, надо так как ты видишь, пытаться передать видеорядом свои чувства и мысли. Помните, у поэта: "Москва! Какой огромный странноприимный дом..." Вот, для меня столичная подземка - именно громадный странноприимный дом, грандиозная человеческая комедия. А для тебя андеграунд Первопрестольной – наверняка нечто иное. Я выражаю визуальным языком свои, а ты попробуй сотворить нечто личное, неповторимое и более высокохудожественное.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz