Искусство и мастерство фоторепортажа
Позволю себе изложить общие принципы репортажной съемки, которые пытались "втолкнуть" в меня старые мастера. Они, будучи представителями советской школы, имели ряд недостатков. Все эти недостатки основаны были на том, что советские фоторепортеры обслуживали идеологию.
Они были чрезвычайно талантливы, многие - гениальны. Но глубоко страдали оттого что им не было позволено при помощи своего искусства постичь и показать правду. Многое из отснятого клалось в дальние закоулки архивов, многое уничтожалось… Правду Великой Отечественной войны советские люди (те, конечно, кто не участвовал в боевых действиях) узнали через два десятка лет после Великой Победы… А какая она, правда? Да, в сущности она одна для всех войн человечества: грязь и боль…
Жизнь по счастью состоит не только из войн и человеческих волнений. Как раз труднее снимать там, где нет фактуры, где царит обычное серое существование. Вот здесь-то и проявляется талант настоящего "уличного" фотографа! Из пошлого бытия соткать нечто прекрасное (хотя, возможно, и шокирующее…)! Это уже высокое искусство…
Теперь о правилах репортажа. Они просты.
Первое. Нужно побывать и "внутри события", в гуще действа и как бы вне его, посмотреть на происходящее со стороны. Быть в "ритме" события, а после "вырваться" из него - вот благодетель репортера. Для себя я формулирую просто: "сделай шаг назад"!
Второе: не забывать о трех планах: общем, среднем и крупном.
Третье: количество горизонтальных кадров должно быть равно числу вертикальных. Как правило, вертикально располагать камеру забывают…
Четвертое: чередовать фокусное расстояние объектива. Один и тот же объектив утомляет зрителя.
Вышеназванные четыре правила должны быть "в подкорке", это как знание гаммы для музыканта.
Ну, а принцип фоторепортажа - он вообще один: рассказать о событии или явлении то, что ты считаешь важным. Именно ты - а никто иной! Используешь ли ты в репортажной съемке постановку или "ведешь наблюдение" - не так в сущности и важно. Твоя "кухня" - интимное дело одного тебя, и пусть пойдет ко всем чертям тот, кто в нее попытается внедриться! Художник - это стиль. И фоторепортер - тоже стиль. Найдешь свой индивидуальный стиль, научишься быть в гармонии с собой во время работы - будешь получать истинное удовольствие в процессе съемки.
Знаю по себе: находиться в напряжении несколько часов, постоянно высматривая "кадр" (особенно если работаешь над большой темой) очень трудно. Я лично регулярно "выключаюсь" на полчасика вообще ухожу в сторону. И все равно, бывает, к вечеру выматываешься так, что вечером уже ничего не хочется делать…
И еще один момент (так сказать, вдогонку). Нужно научиться мыслить сюжетами. Случается, и признанные мастера способны построить фоторепортаж на одном и том же сюжете. К примеру, репортаж о Доме ребенка может состоять из портретов детей. Путь дети на карточках могут страдать, радоваться, напряженно вглядываться в объектив... Сюжет-то один: "портрет ребенка". Однообразие утомляет. "Чувство сюжета" - не "чувство композиции", оно в отличие от последнего воспитывается. Все просто: ты, снимая репортаж, рассказываешь, собираешь факты. Применительно к Дому ребенка: а что ты сам думаешь о детях, брошенных кровными родителями? Как ты относишься к воспитателям и нянечкам, практически святым людям? Расскажи об этом языком фотографии. Вот тут-то и начинается творчество!
продолжение
24 августа 2010
Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…
26 сентября 2010
Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1
13 октября 2010
...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …
19 ноября 2010
Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …
25 ноября 2010
Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …
30 ноября 2010
...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…
15 января 2011
Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…
12 мая 2011
ДОБАВЛЕНА полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"
31 мая 2011
ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ